Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Интервью декана ФНМ МГУ академика Ю.Д.Третьякова. Об Олимпиаде и не только…

Ключевые слова:  олимпиада

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

01 ноября 2009

Глубокоуважаемый Юрий Дмитриевич! В первую очередь разрешите поздравить Вас с присуждением Демидовской премии за выдающиеся достижения в области исследования материалов. За что Вы получили эту очень престижную премию?

Я и мои коллеги на протяжении уже многих лет участвуем в разработке самых перспективных классов материалов. Мы занимались и магнитными материалам, развивая ферритную промышленность. Затем были высокотемпературные сверхпроводники, потом материалы с колоссальным магнетосопротивлением. Сейчас большие усилия предпринимаются нами, и достаточно успешно, для разработки различных классов наноматериалов… Думаю, что будущее - именно за этими материалами, хотя здесь все еще много кривотолков, недопонимания роли фундаментальной науки, большие проблемы с подготовкой молодых кадров… Мы стараемся участвовать, в большей или меньшей степени, в решении всех этих проблем. Основной базой для этого является созданный 18 лет назад междисциплинарный и инновационный по своей природе факультет наук о материалах МГУ. Подготовка наших питомцев очень хорошо отвечает всем современным веяниям и позволяет надеяться, что именно они доведут все до ума. Нанотехнологии – дело молодых.

Одной из важных инициатив, которую Вы и Ваши коллеги предложили 3 года назад, является Интернет – олимпиада по нанотехнологиям. Будет ли проводиться следующая, IV по счету, Интернет – олимпиада?

Да, конечно, будет, и это будет уже олимпиада высшего - 1 уровня, внесенная в официальный реестр олимпиад. Вот уже скоро, в начале ноября мы начинаем регистрацию участников на сайте Нанометр. Основные события новой олимпиады, тем не менее, пройдут зимой – весной 2010 г. и принесут, всем участникам не только уникальные задания, открытое и увлекательное соревнование лучших из лучших, но и позволят победителям – абитуриентам поступить без экзаменов в МГУ и другие ВУЗы, а студенты и молодые ученые получат возможность продемонстрировать свои лучшие познания и достижения в научно – исследовательской работе. Победители олимпиады будут награждены официальными дипломами. Олимпиада – это часть большой программы по развитию наноиндустрии в Российской Федерации, которую курирует Федеральное агентство по образованию, соорганизатором Олимпиады планирует, как и раньше, выступить Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО), что позволит нам провести Олимпиаду в виде очень престижного соревнования молодых талантов. Планируется, что в качестве партнеров олимпиады смогут выступить такие крупные компании, как группа ОНЭКСИМ, компания НТ МДТ, Байер, и другие. С ними сейчас ведутся переговоры. Мы будем также обращаться к СМИ, нанотехнологическому обществу России, которые помогали нам в прошлом году, в расширении Олимпиады на регионы, откуда к нам всегда приходят талантливые школьники, студенты, аспиранты, молодые ученые... К счастью, в России не переводятся таланты. В этом году нам также будет помогать также издательство Бином. Наверное, закономерно, что четвертый год проведения нашей олимпиады совпал с подписанием между МГУ (Школа Дистанционного Образования МГУ) и компанией Гугл важного соглашения, позволяющего развивать систему дистанционных олимпиад и делать ее доступной всем и каждому.

Ректор Московского Университета академик В.А.Садовничий с большим вниманием относится к проведению нанотехнологической олимпиады, большую роль сыграет и НОЦ МГУ по нанотехнологиям, возглавляемый академиком А.Р.Хохловым, в оргкомитет Олимпиады войдут ведущие профессора МГУ, других ВУЗов, представители РОСНАНО, группы ОНЭКСИМ, компании НТ МДТ, СМИ. Наблюдательный совет Олимпиады будет, как всегда, представлен ведущими российскими учеными, членами Российской Академии Наук, представителями бизнес – сообщества и министерских структур РФ.

То есть олимпиада пройдет, как обычно, или участникам стоит ждать сюрпризов?

Я уже много раз приводил пример, который очень ярко характеризует динамику развития нанотехнологий: в поучительной «сказке» Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» Алиса обнаружила, что нужно очень быстро бежать, чтобы лишь оставаться на месте. Так и с нанотехнологиями, так и с олимпиадой – мы должны постоянно делать ее лучше, чтобы она соответствовала самым современным ожиданиям. В этот раз Олимпиада будет существенно отличаться от предыдущих, Оргкомитет делает все возможное, чтобы участники чувствовали себя максимально комфортно и смогли выступить в полную силу, проявив свои лучшие знания и умения. В связи с этим Олимпиада будет иметь иную последовательность туров и не будет, как раньше, проводиться в очень сжатые сроки, малая продолжительность которых создавала трудности некоторым участникам.

В первую очередь, учитывая весь предыдущий опыт проведения Олимпиады, решено всем зарегистрировавшимся участникам предоставить свободный доступ к ряду образовательных материалов для подготовки и самоподготовки к олимпиаде, поскольку многие школьники, студенты, учителя закономерно отмечают существующий катастрофический дефицит литературы на русском языке в области нанотехнологий. В частности, для школьников впервые будут доступны главы научно-популярной – книги «Нанотехнологии. Азбука для всех», для студентов и молодых ученых – разнообразные материалы по работе на аналитическом оборудовании, все лекции НОЦ МГУ по нанотехнологиям, более 40 учебных видеозаписей и другие полезные материалы, которые ранее не публиковались в сети Интернет. Все материалы будут не только доступны для чтения, но и открыты для обсуждения с преподавателями, а также будут пополняться увлекательными викторинами для самоконтроля. Эта совершенно уникальная возможность реализуется впервые в рамках проведения наших Интернет – олимпиад, хотя это и сопряжено с немалыми усилиями со стороны моих коллег. Мы надеемся, что это поможет участникам лучше проявить себя на теоретическом туре, то есть сделать олимпиаду более эффективной и продуктивной для всех сторон, а это и есть одна из важных функций всех олимпиад вообще.

Во-вторых, в рамках IV Интернет – олимпиады по нанотехнологиям, как мы полагаем, уже в декабре 2009 г. будут открыты темы творческих заданий для школьников и слушателей гуманитарных специальностей ВУЗов, а для студентов и молодых ученых творческий тур может пройти (вначале дистанционно) в форме конкурса их научно – исследовательских работ. Продолжительность творческого тура, который будет первым туром Олимпиады, существенно увеличивается – до 2 месяцев, чтобы все участники могли представить оригинальные, полноценные работы. Кроме того, Оргкомитет надеется, что знакомство с предоставленными образовательными материалами и выполнение заданий творческого тура позволит всем участникам быть максимально подготовленными, в том числе и психологически, к решению задач теоретического тура. Творческий тур позволит, как мы надеемся, в полной мере отразить междисциплинарность этой олимпиады. Его важная роль проявится также и в том, что свое желание полноценно участвовать смогут реализовать не только химики, физики, математики, биологи, но и участники с гуманитарным складом характера – журналисты, психологи, экономисты, юристы – все, кто занимается или хочет заниматься социальными аспектами нанотехнологий.

В – третьих, решение задач теоретического тура, который последует за творческим, будет связано с активным взаимодействием с регионами и крупными нанотехнологическими центрами. При этом все задания будут проверяться централизовано для всех участников через официальный сайт Олимпиады. Задачи олимпиады, как и в прошлом году, будут разбиты на тематические секции, что позволит принять участие школьникам, студентам, аспирантам и молодым ученым с любой естественно – научной, инженерной и гуманитарной подготовкой.

И последнее, очный тур олимпиады, видимо, пройдет в форме своеобразной школы для участников, на которой ведущими профессорами МГУ будут прочитаны лекций по нанотехнологям и современным наноматериалам. Мы попробовали, как это могло бы проходить, уже на третьей Олимпиаде, а сейчас просто усилим все удачные находки. Еще одно планируемое новшество состоит в том, что решение относительно стандартных задач позволит всем участникам получить официальные дипломы об окончании заочно – очной школы, частью которой будет как раз освоение образовательных материалов в дистанционной форме, совмещенное с прослушиванием лекций на очном туре, а задачи повышенной сложности выявят призеров и победителей олимпиады. IV Интернет – олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в Будущее» вошла в официальный реестр олимпиад школьников и как олимпиада 1 уровня и по ее результатам победители смогут поступить в ВУЗы без экзаменов. По этой причине мы заинтересованы, чтобы в очном туре смогло принять участие гораздо большее количество школьников, чем в прошлом году. Мы очень надеемся, что все наши планы будут реализованы, хотя это и не просто.

А что Вы ожидаете от олимпиады?

Несомненно, талантливых участников, которые после учебы в МГУ смогут получить за свои исследования не только Демидовские, но и Нобелевские премии.

Спасибо большое!

Студ. 1 курса ФНМ МГУ А.Калякина

Для справки (Википедия): "Деми́довская пре́мия для учёных учреждена в 1831 году уральским промышленником, камергеромдвора Его Императорского величества Павлом Николаевичем Демидовым, «желая содействовать преуспеянию наук словесности и промышленности в своём отечестве». Ежегодно на премии выделялось 20 000 рублей государственными ассигнациями, а само присуждение наград меценат предоставил Российской Императорской академии наук как «первенствующему учёному сословию в империи». Присуждалась до 1866 года ежегодно, 17 апреля, в день рождения императора Александра II, и считалась самой почётной неправительственной наградой России. За эти годы учёным было выделено 55 полных, составлявших по пять тысяч рублей государственными ассигнациями, и 220 половинных премий.

В 1993 году в Екатеринбурге по инициативе Уральского отделения РАН и в результате объединения усилий уральских учёных и предпринимателей традиция возобновилась. Общенациональные неправительственные Демидовские премии присуждаются за личный выдающийся вклад в области: науки о Земле, физики и математики, экономики и предпринимательства, а также за вклад в гуманитарные науки. Учёные награждаются не за отдельный научный труд, а по совокупности работ. Будущие лауреаты определяются не на конкурсной основе, а путем опроса специалистов той или иной области. Окончательное решение выносят пять комиссий и комитет по премиям, в который входят крупнейшие ученые России. Средства на выплату премий поступают из Общенационального научного негосударственного Демидовского фонда. Каждому лауреату вручается диплом, золотая медаль в уникальном малахитовом футляре-шкатулке и сумма, эквивалентная 10—15 тысячам долларов США."


Источник: Олимпиада, ФНМ МГУ



Комментарии
Что ж, будем верить и надеяться, что новая олимпиада будет организована лучше, нежели две предыдущие...
Мы - школьники тоже надеемся, что олимпиада пройдёт удачно и позволит нам также получить новые знания, чему-то научиться. Но организаторами было объявлено, что сегодня , т.е. 1 ноября, начнётся регистрация/перегистрация будущих участников. Этого пока не случилось - регистрация пока не началась. Ждём...
Евгений Алексеевич, позвольте внести исправления в Ваше замечание - эта олимпиада по номеру ЧЕТВЁРТАЯ, а следовательно перед ней было три, а не две. Хорошо бы, чтобы было хорошо... Мы очень-очень надеемся на успехи всех, а в особенности организаторов!
Регистрацию можно было бы открыть и сейчас, но мешает куча разных мелочей. На самом деле, спешить некуда. Все все успеют.
Будем считать, что первая была пробная, и хотя в ней я был победителем, её в серьёзное рассмотрение брать не стоит...
кстати, на счёт сроков - не думаю, что это правильно...но как говориться дело не наше...
Чем меньше времени, тем более корректные результаты можно получить, так как если участник знает, то он ответит или "успеет" уточнить в интернете, а если не знает чего-то, то излишние поиски и муки могут быть напрасны...
Интересная идея с викторинами для самоконтроля.
И еще я не совсем понял.Для творческого тура обязательно руководитель нужен?
Евгений Алексеевич, может быть и так - Вы "зубр" всё знаете. Но для нас школьников 6-8 классов время может дать многое. Мы мало что знаем, книг нет и при наличии времени есть шанс что-нибудь найти и "придумать". Может быть помогут материалы "Нанометра". Надеемся на это. Очень...
Для этого и откроем "клуб". И поэтому бояться, что что-то не успеете, не стоит. Почитайте внимательно интервью - там многие вещи и идеи поясняются.
В третьей Наноолимпиаде мы были "придавлены". Открыли задания ... всё - новое..., совсем незнакомое. Хотелось бы, чтобы сейчас было по другому... (???)
вот - вот, и я о том же!!! Многие были в шоке, наверное, потому что не попытались даже разобраться, струсили и слиняли по - тихому. Чтобы этого не было, сначала почитаете и пообсуждаете то, что мы выложим почитать и посмотреть, а только ПОТОМ, уже готовенькие, приступите, засучив рукава, к делу...
В буклеие было написано, что с 1 ноября начнется регистрация участников на сайте, так гже же она....
Хотелось бы уточнить, когда же все случится
Там было также написано, что информация предварительная. Куда торопитесь? Скоро уже все будет...
Волнуемся
А еще вопрос, там же было написано, что с 1 ноября начнуться подготовительные дистанционные курсы.
И....? Где?
Евгений Алексеевич! Интервью почитала ещё раз. Спасибо за совет! Яснее.
А можно будет участвовать, например, по математике, физике, биологии, химии... или в комбинации этих предметов? Не будет ли сложно?
вообще-то, не стоит спешить, времени вааааагон и маленькая телега...

На счёт Зубра: я также как вы, школьники, беру гугл, яндекс, маил и начинаю искать ответы на интересующие вопросы, а не пишу с чистого листа ответы...
Просто человек в стреччовой ситуации, если конечно же ему это надо, способен на гораздо большие свершения, нежели в обыно обстановке...
Наверно это так, но бывают люди, которые теряются. И их тоже надо принимать такими и...помогать.
Я думаю, гугление будет только на творческом туре. Маленькая информация - на теоретическом туре задачи мои коллеги будут стараться, я надеюсь, подобрать рассчетные.
у меня пока (до подведения итогов олимпиады) это всё вызывает некоторый пессимизм, но это могу рассказать в личной беседе...
А у меня,наоборот,оптимизм!Ну не получит кто дипломов и наград-хоть пообщаемся все на интересные темы.У нас еще до 11 класса время позволяет.
Евгений Алексеевич (I) хотелось бы, чтобы очный тур был расчётный. Ведь часто вне класса не всё и всегда получается, а попав в условия контрольной или олимпиады окружающая обстановка помогает - мобилизует. Человек становится другим - присутствие таких же как ты "подталкивает".
Артём, я поддерживаю тебя! Действительно у нас ещё есть время до 11 класса, чтобы научиться. Но не так много, как кажется. Оно куда-то уходит. В 6-м классе было больше.
Здравствуйте!
Какая бурная дискуссия) Думаю, не стоит волноваться, всё будет как всегда на высоком уровне)
Раньше предпологалось разделять задачи по возростной категории, чтобы и ученики младших классов, а не только 11-классники(в основном)прошли на очный тур. Ведь знания ученика 11 класса больше знаний ученика 8 или 9(За редкими исключениями).
Если эти планы не изменились то у меня такой вопрос: Сократится ли доля 11-классников в очном туре(по сравнению с прошлым годом) или же останется на прежнем уровне...или предполагается какой-то иной сценарий развития событий(из интервью:"мы заинтересованы, чтобы в очном туре смогло принять участие гораздо большее количество школьников, чем в прошлом году.") ??
Поступление в ВУЗ без вступительных испытаний или получение "льгот" в виде 100 баллов - это неплохо!
Ведь одна из главных целей олимпиады дать шанс, помочь активным и умным ребятам, тем кому посупать в ВУЗ в 2010... Я сам 11-классник, поэтому и интересуюсь...)
Простите, если утомил таким длинным коментарием...)
Я думаю, коллеги будут стремиться увеличить, и существенно, долю 11 - классников, но не в ущерб их более младшим коллегам. В любом случае, никаких преференций 11 классу не будет. Победят - так победят. Или же их опять "сделают" 10 - классники и даже 7 - классники...
Интересно,а можно будет заочно представлять коллективные работы?Может на первых порах это даже больше пользы принесло бы.В споре родилась бы истина!
Ангелина,не плач.Мы еще,семиклашки, споем!
Уже не терпиться в бой)
кстати для интересующихся...бегите в раздел публикации, там много интересного появилось за последние 3 дня...
Рыжий скромен до предела
Не флудить!
Мы, школьники, не плачем, а надеемся осилить. Попытаемся совместить большую-большую загрузку в гимназии с олимпиадой... Пора в путь-дорогу. Хотелось бы, чтобы, при необходимости, были, как обещано, консультации организаторов.
Насчет коллективных работ может кто ответит?
Нанотехнологии.Азбука для всех-это действительно дорогой подарок я получил в музее.Дорогой не только по цене,но и по содержанию.Очень красиво эпиграфы подобраны к каждой главе.
Коллективное творчество - это несколько неспортивно.
Евгений Алексеевич! А почему коолективное творчество "неспортивно"? А сколько в мире опубликовано коллективных научных работ?
Может быть на олимпиаде или вне неё дать нам, школьникам, провести экспериментальные исследования, например, в рамках школы, но не той, где мы учимся. У меня сестра участвовала в таких исследовательских школах, делала там работу и ... с ней становилась призёром Российского финала ... Не это главное, но ... поддержите нас!
Может быть, Артём говорил об исследовательской части, а не об очном теоретическом туре, где коллективное творчество ... действительно не может быть.
А как же спортивные математические соревнования-регаты,например,математическ ие бои,интернет-олимпиады.где оговаривается количество участников.это ведь коллективная работа.Даже интересно бывает.
Макаров Эдгар Михайлович, 02 ноября 2009 17:54 
Насчет одиннацатикласников нужно мне кажется поменять что-то, тк в том году среди победителей было всего 4 человека не 11 классов, из них 2-десятиклассники. А всего мест было ге-то 30-40. Где перспективы?
Макаров Эдгар Михайлович, 02 ноября 2009 17:59 
А насчет времени,так это и лучше если его мало. Это стимулирует рыть нет, искать, советоваться. Вот в том году я за три дня сделал вступительный тур - сидел допозна за комьпьютером с кипящими мозгами. Для меня там было все ново - я в 8 классе учился и ничего не знал. И все таки прошел. Так что двух недель хватит вполне еще и с запасом.
Я прочитал,что в ближайшие годы стране потребуется 30-40 тысяч специалистов по нано.Где же столько набрать?
Макаров Эдгар Михайлович, 02 ноября 2009 18:02 
И еще - в том году мы в один день всего два часа писали (чего кстати многим не хватило), а потом три дня отдыхали. Нужно делать более интелектуальную программму.
Макаров Эдгар Михайлович, 02 ноября 2009 18:03 
Криницын Артем Васильевич - на нанофаках в сумме в каждом университете учатся по 200 человек. А их и так немного. Действительно, где ж набрать?
Писать, думаю, будете дольше. А что одиннадцатиклассники проиграли младшим коллегам - ну уж извините, не мы "виноваты".
Конечно, как говорит мой папа "хорошо, когда нет виноватых - виноват назначенный". В этой связи тогда непонятна цель олимпиады - привлечь, заинтересовать, научить или же отчитаться в проведении(в любой последовательности). А для того, чтобы не было "виноватых" всем надо работать.

Хороший пример подают математики и физики - создали в Москве сеть кружков и семинаров. Я знаю людей, которые ездят сейчас в Москву на эти кружки, тратя на дорогу по 6-7 часов. Жаль, что мы (большинство) живём там, где нет ничего подобного... У меня сестра также ездила четыре года, участвовала в разных олимпиадах. Сегодня она - студент МГУ. Ох, сколько сложностей было у неё!!!
Ангелина Валерьевна, внимательно читайте ответы. Я написал "виноваты" в кавычках - в том смысле, что они, будучи в равных условиях, НЕ ВСЕ хорошо подготовились. Надеюсь, в этот раз шансов больше будет у всех.
Евгений Алексеевич! Согласна. Извините.
Я понимаю так, что у 11-классников шансов в любом случае больше - больший опыт и запас накопленных знаний, шире кругозор по сравнению с младшими школьниками. Поэтому "прочнее и шире уже подготовленная за несколько лет платформа", на которую будут укладываться новые знания при подготовке и проведении олимпиады. Хотелось бы осилить.
В СУНЦе 14.11 будет открыт кружок по поводу нано...
Ещё раз говорю, можете написать мне...
Когда откроется регистрация?
У нас внутренняя "контрольная точка" 9 ноября.
Тогда же и дистанционные курсы откроются?
Ну да...
Белиовский Александр Евгеньевич,
Извините, но у меня не преобладает желание побеждать - скорее узнавать. А про указанные Вами трубки мы пока что ничего, кроме применённого Вами слова, не знаем. Что это - беда или счастье? Не знаю. Будущее покажет... Мне сегодня, в "начале" 7 класса, трудно даже определиться, что больше всего интересует: математика, физика, биология, химия или же что-то другое. Меня волнует и беспокоит одно - смогу или нет, узнаю что-то или же смогу, на моём уровне школы, понять и осилить предложенное. Конечно победа - приятно, но ... не это главное. Главное увидеть себя...
Теперь в отношении "олимпиадного опыта расталкивания локтями". Насколько я знаю победу в олимпиаде одними локтями не получишь. Я наблюдала свою сестру, которая в течение ни одного года, а пяти, участвовала и побеждала в олимпиадах различного уровня, правда не во всех. Были и поражения. И я видела как много ей приходилось заниматься.
А что поступление в любое учебное заведение - это не "расталкивание локтями", например, лицеи, гимназии ... и, наконец, ВУЗы? Даже в 7-м классе у многих, не только у меня, уже имеется опыт конкурсного поступления. Ведь мест всегда меньше, чем желающих...
Я читаю "Азбуку для всех" по одной теме в день,чтобы все в голове не перепуталось.Конечно,мне не все понятно.А можно будет во время обучающего времени завести такую страницу,где бы мы задавали вопросы и какой-нибудь консультант на них отвечал?
Столько флуда-ужас.Надо для разговоров отдельную тему открывать,а то здесь образовывается место дискуссий:-)
Белиовский Александр Евгеньевич - "Поступление в ВУЗ в некоторых странах - это сложная трезвая оценка своих возможностей жить несколько лет учебой по определенной тематике и с финансовыми ограничениями студента - это не сахар".
У меня сёстры учатся физике в России по факту без денег от родителей, т.к. на человека минимум и платить нечем. Им трудно?
О других странах ничего не знаю. Папа рассказывал об обучении в Германии и некоторых странах, где на стипендию можно жить и учиться, как он сказал, и иностранцу. Так ли это?
КАВ, всё именно так...
просто понимаете в России все отличаются широтой: души, познаний, своей физической и т.д. Тогда как на Западе всё более узко специализировано, если вы хотите не будно жить с туденчестве, так докажите это какой-нибудь компании типа Intel и вперёд, вам дадут тему, которую вы будете разрабатывать и в которой будете высококлассным специалистом...

кстати, столь низкое место МГУ - результат действия многих факторов...например, как мне кажется, это отсутствие фин поддрежки в 90-е, потому что на Западе шло планомерное основе технологий и оборудования, а наши научные сотрудники разгружали мешки с цементом, чтобы заработать на жизнь...а сейчас - что толку покупать и оборудовать супер-пупер оборудованием НИИ и ЦКП, если нет людей, способных на нём делать прорыв, нам надо быстро, не одномоментно двигаться вперёд и тогда МГУ сравняется с Кембридже или Оксфордом...
Ещё одна проблема - размножение факультетов, особенно гуманитарных и вообще качество гуманитарного образования, которое также оценивается в таких рейтингах...

ЗЫ: весной сеъзжу по программе DAAD в Германию напишу, зватило ли мне стипендии, или нет...
В этом году поступили в гимназию.Нас взяли после сдачи экзаменов. Наш класс закончил первую четверть. Как много было радости, что закончили без "неудов". Каждый день задают много по всем предметам. Приходится "сидеть" до полуночи и позже. К 9-ти в школу ездим из других посёлков, деревень, со всего района. А в прошлый год большинство из нас были отличниками и было много свободного времени.
Трусов Л. А., 04 ноября 2009 16:38 
ЕАС,
"столь низкое место МГУ" - это результат низкого места, а не мистических "многих факторов". и, по-видимому, будет только хуже.
Лев, ну почему же?!
мы реально отстаём от зарубежных университетов как в кадров отношении, так и по оборудованию, отсюда и все наши беды, однако сейчас наметилась тенденция вливания больших финансовых средств в науку и если они не будут ратасканы (что вероятнее всего), то через десяток лет мы будем на ровне с Гарвардом и МИТом (моё большое оптимистическое мнение)...
Трусов Л. А., 04 ноября 2009 17:58 
сомневаюсь, что дело в этом.
Оборудование можно купить, оно обновляется каждые 5-10 лет.
"Кадры" растятся десятилетиями и " решают всё"
По соотношению количества оборудования на число реальных исследователей МГУ значительно опережает Гарвард и МИТ.
Ой! Не пойму. Оказывается МГУ плохой университет. Его учителя плохие и не учат? Куда же нам идти из регионов, если везде плохо? Скажите, а Вы где учились? Мы будем поступать туда. А что такое МИТ?
Трусов Л. А., 04 ноября 2009 19:11 
MIT

мы с Владимиром Владимировичем не оттуда
Не оттуда мы совсем, ага!

МГУ - лучший Российский университет, который в прошлом веке входил в первые строчки разных мировых рейтингов.
Какая разница каков рейтинг? Главное что мы гордимся умами,которые учились или учатся сейчас там
Трусов Л. А., 04 ноября 2009 19:30 
разница в том, что оценивается средний уровень, а не "умы", которых 5%.
к слову, они и в любом другом месте добились бы успеха.
Гордость - это наше всё!
Снижение рейтинга МГУ происходит не только потому, что он мало представлен в интернете и что гуманитарные специалисты крайне редко публикуются (особенно зарубежом), не только потому, что в МГУ работает не очень много Нобелевских лауреатов и пр., но и потому, что его не чтят работодатели зарубежом (рынок есть рынок, политика есть политика), а также потому, что далеко не все опрашиваемые выпускники, уехавшие зарубеж, упоминают его роль в нахождении хорошей работы (по понятным причинам), опросы в России такого плана редки и несистематичны. Далеко не все параметры, которые используются в зарубежных рейтингах, бесспорны или вообще применимы к МГУ, равно как и параметры, который использовал МГУ для составления своего рейтинга. Так что спор не очень имеет смысл. Очевидно, если хотите работать не у нас - заканчивайте MIT, хотите работать у нас - заканчивайте МГУ (варианты - Бауманка, МФТИ и пр.). А талантливых людей и "умов" везде хватает. И их действительно немного (к себе я это не отношу по определенным причинам). И они действительно везде добиваются успеха, в лучших местах (вспомним хотя бы незаслуженно обиженного мною А.Синицкого, да и других тоже).
Трусов Л. А., 04 ноября 2009 20:10 
но, согласитесь, с такой футбольной площадкой на место выше 200 рассчитывать глупо.
И если "действительно везде добиваются успеха", то чем плох, например, Урюпинск?
(Все убедительные объективные причины из солидного списка выше ой как применимы к Урюпинской высшей школе! )

P.S. Перечитал ещё раз список причин, и никак не могу понять: как же тогда МГУ был в верхней половине первой десятки в конце 80-ых?
не соглашусь я с ЕАГ по поводу Синицкого после увиденной мной презентации МИТа за 2003-4 года...
Для того, чтобы добиться успеха нужны не только умы...
вот сами посудите: МИТ - сборная солянка факультетов, в частности, инженерных...а у нас например, чтобы сделать реально работающий приборчик надо сильно поднапрячься, может даже в ту же Бауманку и МФТИ съездить...
А теперь почитайте статьи из Саинс, Натуры и т.д. и поймёте всё...на мой личный взгляд, прблема в том, что у нас подходы разные: в России - фундаментальное -> практическое (читай, из общего -> частное), там - с точностью до наоборот...
в 80-х было совершенно другое отношение к науке: кандидат и доктор наук что-то значило и соответствующим образом компенсировалось в материальном виде. В Твери откуда я родом, мне рассказывали про времена, когда доктор наук в Политехническом Университете получал больше чуть ли не в 1,5-2 раза, чем директор центрального универмага. Была поддержка и в плане жилья.

Сейчас же на доктора наук смотрят скорее иронически, а большинство тинейджеров мечтает работать в банке, нежели в лаборатории...
Много наговорили непонятного, но так и не сказали, где учились, учатся или работают сейчас. "Очень скромно..." - сказала моя старшая сестра.
А "футбольная площадка" к чему?
Почти все кто отвечал - МГУ
КВВ - не знаю...
видно,что взрослые устали от таких нервных разговоров
Ангелина, хотите больше знать - читайте книги, впитывайте в себя информацию и меньше думайте об олимпиадах. При всем уважении к организаторам, я лично не понимаю вообще самого смысла проведения олимпиад по "нанотехнологии". это похоже на олимпиаду по "всем видам спорта сразу". солянка вопросов из фундаментальных дисциплин, отобраннная по принципо "нано" - на мой взгляд, не лучший путь для развития не только школьника, но и студента. Химик не ответи на физические вопросы, физик - на биологические, биолог - на материаловедческие и т.д. нельзя знать все сразу. и не надо знать все сразу. я понимаю олимпиады по физике, химии и биологии, но вот по нанотехнологии - понять не могу. Может быть я что-то не понимаю, и такие олимпиады полезны, но... видно я что-то не понимаю :-)

Кстати, по крайней мере по моему опыту в КГУ (Татарстан), более успешно научной работой в области нанотехнологии занимаются совсем не те студенты, которые активно участвуют в олимпиадах по нанотехнологиям. По крайней мере такой я сделал вывод для себя...
----
При всем уважении к организаторам, я лично не понимаю вообще самого смысла проведения олимпиад по "нанотехнологии". это похоже на олимпиаду по "всем видам спорта сразу".
----

Это типа спортивного многоборья.
Равиль Фаридович, я - консервативный человек, поэтому скажу совершенно откровенно, что наша Интернет - олимпиада для школьников ФАКТИЧЕСКИ проводилась по "чистым" предметам, но задачки оказались интереснее по постановке и подоплеке, чнм на чисто предметных олимпиадах. И в этом суть того, что называют нанотехнологиями. Различайте, пожалуйста, популизм и суть. Кстати, нашим студентам сочетание успешной НАУЧНОЙ работы и участия в олимпиадах и конкурсах ну совсем не мешает (может быть, даже и помогает). Это мое наблюдение.
Трусов Л. А., 10 ноября 2009 18:04 
по моим наблюдениям, кто активен, тот потом успешно работает в любой области. олимпиада как раз стимулирует активность.
Евгений Алексеевич, хотелось бы верить. Однако мои наблюдения пока не подтверждают того, что вы говорите... Вероятно, у меня есть и некое предубеждение, я считаю, что всему свое время и нанотехнолгия в школах - это тот самый популизм, от которого нужно отличать суть. В школах надо учить физике, химии и т.д., а нанотехнология может быть подана на 3-м - 4-ом курсе ВУЗа... Таково мое мнение, не утверждаю, что оно единственно верное.

Олимпиады вообще на мой взгляд - явление неоднозначное :-)

Так что нужно надеятся, что те благие намерения, которыми руководствуются организаторы олимпиад по нанотехнологии, осуществятся. :-)

Что касается студентов, может быть у вас дела обстоят по-другому. ФМН вообще очень неплохо смотрится в плане студенческих работ (сужу по вашим буклетам о защите магистерских диссертаций). Да и в целом МГУ неплохо смотрится. У нас все-таки немного отличаются условия, и поэтому студенту приходится "выбирать" - работать в лабе или участвовать в шумихе вокруг "нано"... совмещать получатся, видимо, не у всех...
Трусов Л. А., 10 ноября 2009 23:28 
Видимо, активность не должна превышать возможности мозга.

ну, я как раз умственную активность имел в виду, а не пробивную.
Трусов Л.А., видите ли, на олимпиаде нужно в экстремально обстановке решить какое-то количество задач на время. в реальной науке можно долго обдумывать что-то и спешка иногда даже вредна... это разные виды деятельности. олимпиада тренирует эрудитов с быстрым мышлением, но далеко не факт, что в спокойной научной обстановке они будут такими же успешными, как в олимпиадной лихорадке. и наоборот.
Трусов Л. А., 11 ноября 2009 00:33 
спорить не буду. но скорее поверю в толкового олимпиадника, чем в ничем не интересующегося простачка, в спокойной обстановке превращающегося в гения. мне вторые не попадались.
совсем другое дело, что со вторыми может быть приятнее работать, из них легче создать коллектив и при грамотном управлении можно добиться высокой эффективности.

ПС система вступительных экзаменов Вам тоже не нравится? хотя сейчас вроде егэ... а олимпиада ни к чему не обязывает, особенно интернетная, где дается куча времени.
кроме двух крайностей - олимпиадники и простачки, есть и другие категории... потом, не всем нужно становиться гениями. быть хорошим ученым - вовсе не значит быть гением. я думаю, у нас с вами не самая большая практика и опыт, может еще попадутся. а работать со спокойными конечно эффективние. студент и должен быть спокойным. начинать беспокоится нужно в аспирантуре :-)

система экзаменов мне никакя не нравится - ни вступитпельных, ни обычных, во время учебы :-) устные экзамены - очень неоднозначный вопрос...
А у нас разве на время на олимпиаде все решают? Мы, напротив, это удовольствие растягиваем. А про внедрение нанотехнологии в школы я спорил с ульяновцами, если помните. КОНЕЧНО, надо учить (и учить хорошо) физике, химии, математике и пр., и то эти предметы сейчас существенно сократили. А те, кто ХОЧЕТ, и про нанотехнологии сами или через ФАКУЛЬТАТИВ узнают, или в ВУЗ в кружок общаться со студентами пойдут. Ну а про принцип "железной рукой загоним в рай" всем известно.
Здравствуйте.
Бегло прочла комментарии по теме...очень эмоциональный вопрос девушки про МГУ и куда пойти учиться...получил так много откликов, что не утерпела, чтобы не внести свою лепту.
Мне думается, что учиться можно в любом ВУЗе, важно в какой коллектив Вы попадёте и какая лаборатория, скажем, в отраслевом институте с Вами будет работать и обучать, дополняя ВУЗовское образование. И выход в нормализации соотношения: количество оборудования/знающие специалисты можно изменить, если вспомнить, что не только наука в ВУЗах, да и не столько, позволю заметить, а именно наука в НИИ, то есть на границе раздела: фундаментальные и прикладные знания - определят Вас, как специалиста.
Увы, НИИ наши в РФ, к сожалению, продолжают РАЗРУШАТЬ, меняя им статус, то ГНЦ, то ФГУП, то КОРПОРАЦИЯ, а средства, как материальные, так и на оборудование, до специалистов так и не доходят, оставаясь у чиновников на методологическое обеспечение.
Удачи в поиске ВУЗа!
Евгений Алексеевич, я видимо плохо знаком с правилами олимпиад. предполагал, что на время... Факультативы можно, это было бы правильно.

Наталия Владимировна, действительно, нужно искать толковую группу в ВУЗе и идти направленно туда :-)
----
видите ли, на олимпиаде нужно в экстремально обстановке решить какое-то количество задач на время. в реальной науке можно долго обдумывать что-то и спешка иногда даже вредна...
----

Равиль Фаридович, в науке то же самое. Необходимо "изобрести ещё вчера" очень многое. Цейтнот вечный. Так что наука "на расслабоне" - это философия.
Уважаемые КОЛЛЕГИ! Прошу прощение за то, что вторгаюсь в дискуссию, на этой странице, за вторжение таким способом "под прикрытием". Как бы то ни было, считаю, что олимпиады дают школьнику первичную возможность найти себя и попробовать в тех различных направлениях вероятной в будущем деятельности. Участвуя в различных олимпиадах по физике, химии, математике, биологии или же, например, русскому языку или литературе конкретный школьник испытывает себя, примеряет возможное применение полученных в школе знаниям. Конечно, бывает, что олимпиады уводят его несколько в сторону от того материала, который сегодня преподносится в школе и в тех объёмах и форме как это культивируется сегодня. Да нанотехнологическая олимпиада сродни многоборью, но обратившись к многоборью классического спорта мы знаем немало случаев, когда многоборец становился гениален или достигал очень высоких резудьтатов в конкретной дисциплине.
Что касается критикуемой олимпиады могу однозначно сказать, что каждому её участнику предоставляется возможность выбрать то направление, которое его интересует. Ведь, судя по III Наноолимпиаде, её задания дифференцируемы попредметно и по уровню возможной подготовки школьника, а также как более взрослого человека или же зрелого специциалиста. Надеюсь, что в ожидаемой олимпиаде этот подход организаторы покажут более ярко, что все смогут заметить это и проявить себя.
Валерий Петрович КЛЕЙМЕНИЧЕВ
Основываясь на моих наблюдениях замечу, что школьники начиная в одном предмете часто могут заинтересоваться совсем другим предметом, как далёким от первоначальных интересов, так и смежным первоначальному. Я встречал детей, которые были очень "привязаны" к математике, а затем, ещё в школе или позднее "уходили" в физику, химию и ... даже в гуманитаное направление. Бывало и наоборот - из гуманитарного в естественно-научное или техническое направление, но гораздо реже.
Учить ребёнка сложно, если нет стимулов и ориентиров, на которые ему следует ориентироваться. Ведь и в классическом спорте соревнования устраивают для того, чтобы спортсмен рос. Так и олимпиады - они сродни таким соревнованием, только в качестве единицы сравнения присутствует ни сила мышц проявляемая в ньютонах, скорости..., а "сила" серого вещества мозга. Так почему же надо лишать школьников этой радости. Ведь Всероссийская олимпиада школьников в последнее время так модифицирована, что школьнику даже на районный уровень (сейчас Муницмпальный этап) зачастую сложно попасть из-за преесловутых квот. А это была массовая олимпиада, которая помогла многим выбрать будущее и стать хорошим специалистом. Поэтому надо приветствовать появление олимпиад, особенно в условиях ЕГЭ и всеобщей ранней специализации. Ведь олимпиады помогают развить мыслительный процесс школьника. Аналогично можно сказать и о классическом гимназическом образовании. Ведь не секрет, что сегодня часто школьник ни только не может изложить свою мысль, но и без ошибок её записать. Это тоже следствие насаждаемого тезиса, что всего знать не надо. Знание же (пусть не совсем глубокое) смежного предмета помогает специалисту лучше видеть решаемую проблему.
Спасибо за внимание.
Валерий Петрович КЛЕЙМЕНИЧЕВ
Рузаков Михаил Иванович, 20 ноября 2009 20:03 
Уважаемый Евгений Алексеевич! Я участник 3 олимпиады и был 38. Думаю, что для повичка это не плохо. Но обидно за руководителя, ему не прислали ничего.А в школе не поверили, что она "сподвигла меня на этот подвиг" и помогала во всем. Непонятно тогда почему говорили что руководителям будут благодарности?
Белиовский Александр Евгеньевич,
да я в какой-то мере знаю, что такое бренная жизнь. Сам прошёл через "кризис жанра". Знаю чем вынуждены заниматься в бренной жизни в названном Вами скиту, а также на ближайших и удалённых от нас территориях. Это наша общая беда.
Но кто из нас хоть раз сказал, что и мы, занимая в прошлом или же сейчас ведущие позиции на уровне отделов, лабораторий, институтов или же выше тоже виноваты в существующем положении. Что предпринимаем для исправления этого? Все ругаем других. Но забываем, что сейчас наукой и разработкой стратегии развития часто руководят менеджеры (не разбирающиеся в сути того, чем руководят), для которых самое важное доллар, в крайнем случае рубль. И ради этого готовые уникальнейшее научное или же производственное оборудование "пустить под нож", а металлом вывезти за кордон. Сколько за последние годы разрушено и уничтожено лабораторий, институтов и производств. И это продолжается. Надеюсь, Вы не будете возражать, что часто полученные на разрушении доллары/рубли идут не на замещение уничтоженного, а почему-то "растворяются" в неизвестном направлении. Мы топчемся на месте и даже идём назад. Это - "прогресс". Примеров этому ни счесть - они всё ещё на слуху.
Валерий Петрович КЛЕЙМЕНИЧЕВ
Белиовский Александр Евгеньевич,
да я в какой-то мере знаю, что такое бренная жизнь. Сам прошёл через "кризис жанра". Знаю чем вынуждены заниматься в бренной жизни в названном Вами скиту, а также на ближайших и удалённых от него территориях. Это наша общая беда.
Но кто из нас хоть раз сказал, что и мы, занимая в прошлом или же сейчас ведущие позиции на уровне отделов, лабораторий, институтов или же выше тоже виноваты в существующем положении. Что предпринимаем для исправления этого? Все ругаем других. Но забываем, что сейчас наукой и разработкой стратегии развития часто руководят менеджеры (не разбирающиеся в сути того, чем руководят), для которых самое важное доллар, в крайнем случае рубль. И ради этого готовые уникальнейшее научное или же производственное оборудование "пустить под нож", а металлом вывезти за кордон. Сколько за последние годы разрушено и уничтожено лабораторий, институтов и производств. И это продолжается. Надеюсь, Вы не будете возражать, что часто полученные на разрушении доллары/рубли идут не на замещение уничтоженного, а почему-то "растворяются" в неизвестном направлении. Мы топчемся на месте и даже идём назад. Это - "прогресс". Примеров этому ни счесть - они всё ещё на слуху.
Валерий Петрович КЛЕЙМЕНИЧЕВ
Извините,
Мы также дружно кричим, что наше образование, а также его носители ни на что не годно. Ругаем всё и вся. Да оно в определённой степени "просело". Но почему? Почему и на следующий год финансирование бюджетом образования и науки уменьшено? Почему после введения новой системы оплаты в школах зарплаты у большинства учителей снизизись и повсеместно "срезано" финансирование кружков и факультативов...? Вводим прикладной бакалавриат, переходим к ПТУ, в которых учебная нагрузка планируется в 30-33 часа в неделю. Я не против ПТУ - они крайне необходимы. Так как сегодня по определению на наукоёмких и высокотехноличных предприятиях, которые могут быть локомотивом прогресса, днём с огнём не найдёшь квалифицированного слесаря, монтажника, сборщика, оператора..., но масса менеджеров. Сегодня не модно и стыдно хорошо работать, иметь высокую квалификацию в не торговых отраслях. Работники часто говорят, что "они не привыкли так работать". В результате трагедии на ГЭС, падает "Булава". Проще убрать Генерального конструктора, чем предоставить возможность полномассштабной отработки изделия (Употреблю Ваш термин.) и обеспечить подготовку кадров или же своевременно провести регламентные работы (на опасных объектах).
Поэтому, следуя изложенным Вами тезисам приступим к ликвидации ВУЗов, в том числе ведущих, - ведь они принимают в студенты тех абитуриентов, которых почему-то дают школы. При этом носители образования, окончившие эти ещё не уничтоженные нами ВУЗы "гордо" критикуют их - они плохие, они не годные, они ... .
Зачем нам учить детей, зачем поднимать образование в школах и ВУЗах, зачем высокая квалификация выпускников естественно-научных и инженерных факультетов? Гораздо важнее, чтобы "Научные сотрудники искали течь, а старшие научные сотрудники помогали искать течь - это на ускорителях."
К сожалению, здесь не хватает ведущих и главных научных сотрудников - без них квалификационный справочник рабочих специальностей будет не полным. Ведь что даёт наука - какие-то знания, которые не известно когда понадобятся. Но история знает, что непонятные в своё время для большинства продукты науки, например, электричество обложили налогами во благо казны многих государств.
Зачем нашей стране наука и образование?
Вопрос риторический.
Спасибо.
Валерий Петрович КЛЕЙМЕНИЧЕВ
Извините,
Мы также дружно кричим, что наше образование, а также его носители ни на что не годно. Ругаем всё и вся. Да оно в определённой степени "просело". Но почему? Почему и на следующий год финансирование бюджетом образования и науки уменьшено? Почему после введения новой системы оплаты в школах зарплаты у большинства учителей снизизись и повсеместно "срезано" финансирование кружков и факультативов...? Вводим прикладной бакалавриат, переходим к ПТУ, в которых учебная нагрузка планируется в 30-33 часа в неделю.
Я не против ПТУ - они крайне необходимы. Так как сегодня по определению на наукоёмких и высокотехноличных предприятиях, которые могут быть локомотивом прогресса, днём с огнём не найдёшь квалифицированного слесаря, монтажника, сборщика, оператора..., но масса менеджеров. Сегодня не модно и стыдно хорошо работать, иметь высокую квалификацию в не торговых отраслях. Работники часто говорят, что "они не привыкли так работать".
В результате трагедии на ГЭС, падает "Булава". Проще убрать Генерального конструктора, чем предоставить возможность полномассштабной отработки изделия (Употреблю Ваш термин.) и обеспечить подготовку кадров или же своевременно провести регламентные работы (на опасных объектах).
Поэтому, следуя изложенным Вами тезисам приступим к ликвидации ВУЗов, в том числе ведущих, - ведь они принимают в студенты тех абитуриентов, которых почему-то дают школы. Пусть не так подготовленных, но дают. Небольльшое количество для ведущих ВУЗов можно попытаться отобрать, а затем доучить тех, кто захочет учиться.
При этом носители образования, окончившие эти ещё не уничтоженные нами ВУЗы "гордо" критикуют их - они плохие, они не годные, они ... .
Зачем нам учить детей, зачем поднимать образование в школах и ВУЗах, зачем высокая квалификация выпускников естественно-научных и инженерных факультетов? Гораздо важнее, чтобы "Научные сотрудники искали течь, а старшие научные сотрудники помогали искать течь - это на ускорителях."
К сожалению, здесь не хватает ведущих и главных научных сотрудников - без них квалификационный справочник рабочих специальностей будет не полным.
Что даёт наука - какие-то знания, которые не известно когда понадобятся. Но история знает, что непонятные в своё время для большинства продукты науки, например, электричество обложили налогами во благо казны многих государств.
Зачем нашей стране наука и образование?
Вопрос риторический, по крайней мере, для меня.
Спасибо.
Валерий Петрович КЛЕЙМЕНИЧЕВ

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

алмазы Юпитера
алмазы Юпитера

Опубликованы задачи для школьников по физике
Обновлен раздел с условиями задач заочного тура для школьников по комплексу предметов "физика, химия, математика, биология" XII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям "Нанотехнологии - прорыв в будущее!". Загружены задачи по физике.

Встреча с главным редактором журнала Nature Nanotechnology
23 ноября в 13.30 в аудитории 446 химического факультета состоится встреча с главным редактором журнала Nature Nanotechnology Dr. Fabio Pulizzi. Приглашаются все желающие.

Приглашаем всех на неделю науки МГУ!
С 27 по 30 ноября 2017 года на базе Химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в рамках XII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям пройдет Неделя науки. Приглашаются школьники и их родители, студенты, аспиранты, молодые ученые, учителя и преподаватели. Для слушателей без пропуска МГУ необходима предварительная регистрация.

Вспомнить все (total recall). Часть 3. Методы исследований в нанотехнологиях (практика)
Коллектив авторов
В третьей части рассматриваются экспериментально - практические материалы, связанные с методами анализа продуктов нанотехнологий, в том числе стандартные аналитические, физико – химические и структурные методы анализа. Участники могут изучать отдельно данный курс или комбинировать его с двумя предыдущими.

Вспомнить все (total recall). Часть 2. Решение задач и проектная работа (образование и самоподготовка)
Коллектив авторов
Во второй части рассматриваются обзорные материалы материалы по нанотехнологическому образованию и проектной деятельности (Раздел А), текстовый и иллюстративный материал по образовательным и социальным аспектам с сфере нанотехнологий (Раздел Б), а также самый важный раздел для подготовки к Олимпиадам данной серии, содержащий сборники заданий и решений за 10 олимпиадных лет (Раздел В).

Вспомнить все (total recall). Часть 1. Наноматериалы и нанотехнологии (теоретические аспекты)
Коллектив авторов
В первой части рассматриваются теоретические материалы, сгруппированные по важнейшим темам (Раздел А), уровню сложности (Раздел Б), для свободного чтения по основным группам рубрикатора РОСНАНО (Раздел В), а также для прохождения викторин самоконтроля (Раздел Г).

Система практик ФНМ МГУ
А.Б.Тарасов, А.В.Кнотько, Е.А.Гудилин

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.