Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Нанохимия и нанотехнологии для школьников

Ключевые слова:  элективные курсы

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

20 октября 2009

Вышла новая книга для школьников, очень грамотно рассказывающая об основах нанохимии, содержащая задачки, вопросы, избранную литературу. В пособии рассматриваются основные понятия, подходы, принципы нанохимии, важнейшие области ее использования, химические аспекты нанотехнологий. Пособие предназначено в первую очередь (но не только) учащимся 10-11 классов общеобразовательных школ, но будет также полезно и учителям, поскольку написана методически выверено, простым и доступным языком. Авторы книги - члены жюри Интернет - Олимпиад "Нанотехнологии - прорыв в Будущее" профессор В.В.Еремин и доцент А.А.Дроздов (химический факультет МГУ). Из введения к книге:

"Дорогие ребята!

Вы держите в руках книгу, рассказывающую о самом передовом крае науки. Приставка нано в широком смысле означает одну миллиардную часть основной единицы измерения любой физической величины (метра, килограмма, секунды и др.), а в этой книге используется как сокращение слова «нанометр» – одна миллиардная часть метра. Один нанометр – очень малая величина, такой размер имеют крупные молекулы или мелкие невидимые невооруженным глазом частицы, состоящие из сотен или тысяч атомов. Свойства таких частиц отличаются как от отдельных атомов, так и от вещества, составленного из гораздо большего числа атомов.

Изучением наночастиц и других объектов и занимается нанонаука. Она неразрывно связана с нанотехнологией, задача которой – производить нанообъекты и использовать их на практике. А это необычайно важно, так как уже сейчас наночастицы нашли широкое применение во многих областях техники, в медицине. Особенностью нанонауки является ее междисциплинарный характер. В этой книге рассматриваются химиические аспекты нанотехнологий, то есть свойства и способы синтеза веществ и материалов.

Создавая эту книгу, мы стремились ориентировать ее на школьный курс химии, однако, как вы убедитесь при изучении материала, нам, рассказывая о наномире, постоянно приходится приводить сведения из других наук, которые вы изучаете на уроках физики, биологии, информатики. Это наглядно показывает, что время отдельных наук, изолированных друг от друга, уходит. Современный исследователь должен быть специалистом сразу в нескольких областях знаний. Вы сами убедитесь, что для понимания материала вам надо хорошо знать не только школьный курс химии, но иметь знания и по другим «классическим» наукам, прежде всего, по физике.

Конечно, за 16 уроков вы не станете специалистами по нанотехнологиям, однако поймете главное – что стоит за этим столь часто употребляемым словом. Это направление развивается стремительно, поэтому мы не пишем о новейших научных открытиях в этой области, которые быстро устаревают. Наша задача – познакомить вас с основными понятиями, подходами, принципами нанохимии и важнейшими областями ее использования. Вы не найдете здесь описания всех возможных применений нанообъектов, а лишь получите первое представление о наномире, о методах создания и исследования нанообъектов, узнаете о роли химии в нанотехнологиях.

Нанохимия, как и любая другая наука, способна достичь очень многого, но прежде чем начинать разработку той или иной модели, надо понять, что человек хочет, какие задачи ставит перед собой. Помните, что от изобретения до создания технологии – большая дистанция, где важную роль играет экономический фактор.

Если вас заинтересовала нанонаука, мы советуем вам обратиться к литературе, приведенной в конце этой книги. Читайте научно-популярные журналы, следите за новостями науки в Интернете, участвуйте в наноолимпиадах. Из всех интернет-ресурсов Рунета, посвященных наномиру, лучшим, на наш взгляд, является портал «Нанометр» (www.nanometer.ru), который поддерживается факультетом наук о материалах МГУ имени М.В. Ломоносова.

Желаем Вам успехов в освоении основ нанохимии и нанотехнологий!

Авторы "


Источник: Дрофа



Комментарии
Смолянкина Ольга Юрьевна, 21 октября 2009 04:40 
Отличная идея! Нужно заинтересовывать школьников.
Теперь нужно еще для детского сада издать пособие. и для яслей.
нано в широком смысле означает одну миллиардную часть основной единицы измерения любой физической величины (метра, килограмма, секунды и др.)
нанокилограмм - это сильно!
Еремин Вадим Владимирович, 21 октября 2009 12:40 
Да, здесь мы лопухнулись. В оригинале был "грамм", но редактор, воспитанный в системе СИ, на автомате исправила на килограмм, а мы это пропустили.
Вадим Владимирович а где можно приобрести данное пособие ??
Палии Наталия Алексеевна, 21 октября 2009 16:20 
Хорошо, что в приложении к пособию приведены задачи 3-ей Олимпиады.
Еремин Вадим Владимирович, 21 октября 2009 19:33 
Где приобрести - не знаю. Я получил только авторские экземпляры. Наверное, в издательстве - позвонить или посмотреть на сайте www.drofa.ru
Смолянкина Ольга Юрьевна, 22 октября 2009 05:38 
Редактор всё правильно исправила! Основная единица измерения - именно
килограмм, поскольку, раз автор пишет "метр", то система - СИ. Да, в СГС
основная единица измерения массы - грамм, но там длина измеряется в
сантиметрах, пришлось бы писать "(сантиметр, грамм, секунда и др.)"
Надо быть строже к своим определениям.... дети всё-таки не могут догадаться,
что автор имеет в виду.
Будем надеяться, что учитель сможет сформировать у детей правильное
понимание, ведь его слово всегда важнее учебника, главное - чтобы сам учитель
хорошо разбирался в теме
Боюсь, что по цене книга будет неподъёмной, так же как и остальные книги автора - в два раза дороже остальных учебников по химии и физике.
Книги это хорошо. Но подача материала в таком виде не совсем очевидна. Мне представляется более интересным направление, предложенное Кристиан Жоаким "Нанонауки". Это связано с тем, что достаточно тяжело знания о наномире разделить на физические и химические. Да надо ли?
Пока не видели самой книги, но по аннотации предполагаем, что она будет чем-то полезна. Единственный, а может и нет, недостаток в том, что она не учитывает интересы младших школьников, хотя бы 6-8 классов. Ждём аналогичного и для нас - семиклассников. Нас опять забыли?
Для семиклассников есть замечательная книжка - природоведение :-) Ребята, учите математику, физику, химию и биологию и не забивайте себе голову наночепухой.
Кривин Николай Николаевич, 27 октября 2009 11:58 
Я разделяю точку зрения Евгения Ивановича Застрожнова. Он прав, говоря, что нанонаука должна подаваться учащимся в качестве комплексной дисциплины. Было бы замечательно, если бы кто-нибудь из умных людей написал философские основы нанонауки, т. е. нанософию, так как традиционно философия - методологическая база любой науки. Что же мешает написать учебники по нанологии и нанософии? А если учесть ещё и подход к нанонауке с точки зрения синергетики, то это будет просто супер. Главное, изъясняться простым и доступным для понимания языком, например, языком теории решения изобретательских задач Альтшуллера...
Еремин Вадим Владимирович, 27 октября 2009 17:47 
Н.А.Зайцевой. Авторы, к сожалению, НИКАКИМ ОБРАЗОМ не влияют на процесс ценообразования - отпускную цену устанавливает издательство, а торговые организации и посредники на местах добавляют свой интерес. Издательство никогда не спрашивает у авторов, какую цену назначать. И уж, поверьте, на доходах автора эти цены не сказываются - авторские гонорары в нашей стране мизерные. Они были высокими только в середине 90-х, когда доллар стоил 6 рублей.
Криницын Артем Васильевич, 27 октября 2009 18:19 
Интересно.а какая стоимость книги?
----
Что же мешает написать учебники по нанологии и нанософии?
----

Здравый смысл...
Трусов Л. А., 28 октября 2009 01:23 
Crab Cakes, 28 октября 2009 04:29 
Ну последнее место продажи нанотехнологий это продажа дитям
маленьким и неразумным. Причем дядя делает профит с книжки
для дитев. Кишка тонка сделать профит из нанотрубок, ариец?
If you so clever, show me your money, заработанные на нанотехнологиях.
Хотя бы из денег, вложенных в Arrowhead Research, бу-га-га.
Интересующимся - купить можно здесь Цена вполне доступная.

Вадим Владимирович, пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас за интересную лекцию, которую Вы прочитали на очном туре Третьей Всероссийской Интернет-олимпиады. Было бы интересно прослушать цикл лекций по Нанохимии и нанотехнологиям для старшеклассников. Планируется ли что-нибудь подобное?
Елизавета Александровна! Наверное доступная, но коммерсантами "накрученная".
Мы по внешнему виду ожидали рублей 80-90, не больше остается один выход - писать книжку всем вместе. И бесплатно.
Еремин Вадим Владимирович, 29 октября 2009 11:31 
Елизавета Александровна, уже есть циклы лекций по НТ для учителей, для менеджеров, обязательно будут и для школьников. И бесплатные. На "Нанометре", если Евгений Алексеевич организует.

Отдельно для Crab Cakes'а. Фраза "дядя делает профит" неверно отражает смысл происходящего. Кроме профита существует множество других мотивов для осмысленной деятельности человека, а именно:
1) стремление к самореализации
2) любовь к науке и стремление к ее популяризации в школе
3) желание узнать что-то новое об окружающем мире
4) любовь к слову и печатному тексту (как частный случай - графомания)

У этих пунктов есть множество переплетающихся оттенков, дял каждого человека они глубоко индивидуальны. Есть и другие движущие силы - я перечислил только те, которые персонально близки мне.

Если серьезно говорить о профите, то книгоиздание становится по-настоящему выгодным только при массовых тиражах, что совершенно исключено для научных, научно-популярных и учебных книг по естественным наукам. А если писать литературу массового спроса, то получается, как говорила Раневская: "Деньги пройдут, а позор останется".

Так что пост Crab Cakes'а был весьма туфтовым (говоря на нормальном языке, лишенным смысла).
Вадим Владимирович, РОСНАНО Биному дает денег именно для разработки курса лекция для школьников и иже с ними. Мы всегда имели в виду, что Ваш действительно бесценный опыт сослужит этому благому делу хорошую службу, более того, что Вы со своей командой в этом профессионально поучаствуете. Эти лекции будут требовать широкой общественной аппробации, сайт этому поможет. А бесплатные материалы, в том числе лекции, мы будем собирать (и уже собираем) в "клубе участников олимпиады" для их самоподготовки с нашей помощью, и этот пополняемый материалами клуб собираемся открыть в начале ноябре, которое уже очень близко.
Скорее бы это всё сделать! Да, для нас - школьников в последнее время очень сложно найти хорошую, понятную и доступную книгу. Доступную во всех хороших смыслах. Успехов Вам и нам, т.е. всем вместе.
Crab Cakes, 31 октября 2009 02:20 
Я дико извиняюсь вмешиваясь в столь ученый разговор.
Кто мешает читать Гроссе и Вайсмантеля "Химия для любознательных" http://www.a...rosse0.html
или
"Опыты без взрывов" Ольгина? http://www.a.../olg15.html
или очень нуно нано? Дак я помнится варил и жидкие кристаллы и маргарин получал
гидрированием будучи в советской нищей школе, когда реактивы приходилось искать так,
как ищут хлеб умирая с голода. Уродцев для синтеза мастерил на коленке.
Нету, нету драйва у молодежи. Все им расжуй и в рот положи.
Да, а разве плохи "Фейнмановские лекции по физике"?
Уж всяко лучше чем дядина туфта про "наномашины"
Crab Cakes - множественное число, кстати рекомендую попробовать будучи у нас на Колыме,
замечательное блюдо, в смысле, стольном граде Бостоне, что в штате Массачусетс.
Естественнонаучные дисциплины - основа для изучения НАНО. Давайте посмотрим как эти знания усвоили вчерашние школьники. Здесь представлен уровень положительных знаний - http://ru.wi...0%93%D0%AD, а здесь сколько этот уровень преодолели - http://www1....ion/5/166/. Математику сдавали 975 289, физику - 201 765, биологию - 157 012, химию - 68 174. Как сдали - это отдельный вопрос. Главное как считали. Распределение балов очень интересное, очень. Если выполнить операцию "И", то у нас получается всего несколько процентов потенциальных студентов, которые могли бы заняться НАНО. Но это могли! А реально? Поэтому заинтересованность в этом предмете со стороны учеников очень и очень чувствительна. Если получится интересно донести предмет и заинтересовать школьников, будет результат, иначе нет.
Crab Cakes, 01 ноября 2009 08:21 
Я дико извиняюсь. Изучение чего-чего? Изучение НАНО?
А что такое НАНО?
Непотребная Ассосиация Неуемных Онкологов?
Необратимые Антистоксовские Ненужные Определения?
Нифига А я не понял Нафиг Оно нужно?
Неприличными словами прошу не выражаться.
Евгений Иванович, не в бровь, а в глаз.

Прочитал про систему оценки ЕГЭ вот тут: http://www1....ew/431/166/

Офигел.

Потом глянул статистику на том же сайте. В общем, грустно получается.

-----
Кто мешает читать Гроссе и Вайсмантеля "Химия для любознательных"
-----

Да, это ВЕЩЬ.
А искусство пользующихся услугами общепита тогда должно состоять в том,
чтобы уделять все внимание названиям котлет, а не их содержимому...
(На правах размышлений о реалиях российского образования)

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Шарики в бороздках
Шарики в бороздках

MAPPIC 2019. Первый день
14 октября 2019 года успешно открылась I Московская осенняя международная конференция по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019). В сообщении приведены темы докладов и небольшой фоторепортаж.

В Москве начинается MAPPIC - 2019
14-15 октября 2019 года состоится I Московская осенняя международная конференция по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019)

РИА Новости: Нобелевскую премию по химии присудили за разработку литий-ионных батарей
РИА Новости: Джон Гуденаф, Стенли Уиттингхем и Акира Йошино стали лауреатами Нобелевской премии в области химии за 2019 год за разработку литий-ионных батарей.

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Как правильно заряжать аккумулятор?
Д. М. Иткис
Химик Даниил Иткис о том, как правильно заряжать аккумуляторы гаджетов и почему телефон выключается на холоде

Постлитийионные аккумуляторы
В. А. Кривченко
Физик Виктор Кривченко о перспективных видах аккумуляторов, фундаментальных проблемах в производстве литий-серных источников тока и преимуществах постлитийионных аккумуляторов

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.