Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Основатель наноарта Крис Орфеску, физик по специальности, по призванию — художник
«Осколки» — самая известная картина Криса Орфеску. Изображение коллоидной частицы графита, погружённой в жидкий азот при температуре -196 °С

STRF: Художественный ракурс нанотехнологий

Ключевые слова:  наноарт, нанотехнологии

Опубликовал(а):  Никитина Елизавета Александровна

03 сентября 2009

Художественный ракурс нанотехнологий

Изображения вещества, полученные с помощью электронных и атомно-силовых микроскопов, стали объектом наноарта — нового направления в искусстве. Правда, чтобы цифровой «отпечаток» превратился в произведение искусства, надо лишь немного приукрасить реальность.

Каждая эпоха рождает новое течение в искусстве. Наш век дал жизнь такому направлению, как наноарт. Благодаря развитию нанотехнологий стало возможно проникнуть в глубинный мир материи, сделавшийся предметом творческого вдохновения для многих подкованных в научном плане художников. Их произведения — это удивительные по своей красоте и необычности молекулярные и атомные пейзажи (изображения естественных структур материи), а также наноскульптуры (результат манипуляций с материей на молекулярном и атомном уровнях с использованием физических и химических процессов). Подобные работы можно увидеть как на выставках нанотехнологий, так и в музеях современного изобразительного искусства, поскольку они являются и иллюстрациями достижений современной науки и объектами искусства.

Кто-то может сказать, что наноарт — та же фотография. Это не так. Фотографические снимки созданы фотонами (частицами света), а изображения наноарта — электронами, которые проникают в глубинные структуры материала. Растровый электронный микроскоп отображает поверхность образца с большим разрешением (менее микрометра) и при гораздо большем увеличении (до 300 тысяч раз). Полученные без световых волн изображения чёрно-белые, их затем обрабатывают с помощью различных художественных технологий.

Начало этому направлению в искусстве положил Крис Орфеску, румынский учёный и художник, живущий в США. Уже более двадцати лет он реализует проекты на стыке науки и визуального искусства. Используя электронный микроскоп, Орфеску делает отпечатки срезов твёрдых тел, чёрно-белые изображения обрабатывает на компьютере, добавляя цвет к сложной структуре материала. Орфеску добился в своих работах особой глубины и трёхмерности изображения, используя технику Digital Faux — особые фильтры и эффект полупрозрачных слоёв. Получающиеся при этом картины столь яркие, что напоминают творения художников-абстракционистов, однако их нельзя отнести к абстрактному искусству, поскольку они представляют собой цифровые изображения реальных вещей.

У Орфеску появились последователи, среди которых наиболее известные Алессандро Скали и Робин Гуд (Италия), Грит Рухланд (Германия). Развивается это течение и в России. Московский художник Алексей Державин работает именно в этом направлении. Чёрно-белое фото какого-либо материала, полученное на электронном микроскопе его друзьями-учёными, он обрабатывает в графическом редакторе и затем увеличивает.

О своей работе Алексей Державин рассказывает с большим увлечением: «Благодаря наноарту будто попадаешь в другое измерение. Оно было всегда, но люди его раньше не видели, как не видят, скажем, глубин космоса. Когда же то, из чего мы состоим, вдруг вырастает в огромный мир, чувствуешь себя маленьким. Странное ощущение: можно вылететь не только в бесконечную Вселенную, но и углубляться в микрокосмос, внутрь самих себя». Отчасти это философское противоречие и подтолкнуло художника к наноарту. Ещё одним достоинством направления является, по мнению Державина, возможность бесконечно развивать фантазию, изучая абстрактные формы наноструктур. Тут невольно вспоминаются слова Леонардо да Винчи о том, что если внимательно вглядываться в поверхности старых стен, на которых время оставило свои отпечатки, то можно «там увидеть подобия различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами, холмами и домами самым различным образом...».

Мария Морозова, журнал «Российские нанотехнологии», для STRF.ru





Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Самоорганизованные серебряные нанопризмы
Самоорганизованные серебряные нанопризмы

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.