Формирование Национальной нанотехнологической сети, начатое в рамках реализации ФЦП “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы”, продолжается. Как эффективно, по мнению его участников, идет этот процесс? Чего не хватает для более динамичных действий по построению столь объемной отечественной инфраструктуры в области нанотехнологий? Какие плюсы и минусы этой работы за прошедшее время выявились? Может, с учетом непростой экономической ситуации требуется скорректировать параметры формирования ННС? Как планируют вести дальнейшую работу и взаимодействие с коллегами созданные в рамках ННС научно-образовательные центры по нанотехнологиям? На эти и другие вопросы “Поиск” искал ответы у представителей власти, науки и образования, бизнеса. Ниже приведено интервью проректора МГУ, директора НОЦ по нанотехнологиям МГУ академика А.Р.Хохлова газете "Поиск"...
"Основной ресурс…
Междисциплинарная подготовка особенно важна для будущих специалистов в области нанотехнологий, считает проректор МГУ им. М.В.Ломоносова, академик РАН,
- Основным элементом Национальной нанотехнологической сети, с моей точки зрения, должны быть люди. На сегодня, увы, этому важному для формирования ННС ресурсу в программе уделено минимальное внимание. Следует отметить два аспекта этой проблемы. Первый связан с подготовкой студентов, аспирантов и молодых специалистов в области нанотехнологий. Согласен, задача эта сложная, поскольку нанотехнологии, по определению, междисциплинарны. Подготовка специалиста в данной области требует, с одной стороны, глубоких знаний базовой дисциплины, будь то химия, физика или биология. С другой стороны - не менее хороших знаний смежных областей. Так, физик, например, должен хорошо знать еще химию и биологию, а химик - соответственно физику и биологию, и т.д. Все специалисты в этой области должны разбираться в вопросах современных высоких технологий. Система отечественного образо вания сегодня направлена на подготовку специалистов, использующих в своей деятельности лишь какие-то определенные методы, например физические, биологические или химические, а не на то, чтобы подготовить кадры, которые могли бы использовать подходы нанотехнологий. Такие кадры, конечно, должны хорошо знать какой-то один метод, но при этом иметь достаточно серьезное представление и о других подходах к объекту, который они изучают. Такую междисциплинарность довольно трудно создать при современной системе образования. Однако именно на стимулирование междисциплинарности в образовании должны быть направлены значительные усилия. Пока в тех программах и конкурсах, которые объявлялись, я такого не обнаружил. А ведь без этого мы будем готовить специалистов, работающих в рамках своих узких методов по-старому. Считаю, было бы очень полезно обратить на это внимание и объявить такие конкурсы, которые стимулировали бы подготовку новых междисциплинарных программ обучения студентов. С этой проблемой мы сталкиваемся и в деятельности НОЦ МГУ по нанотехнологиям.
Второй важный момент в формировании ННС тоже связан с людьми - речь о подготовке научных лидеров. Это пока также не делается. А без научных лидеров - хоть полк “средних” ученых собери, никакого прорыва не добиться. Что же такое научный лидер? Как его готовить? Такой человек должен отбираться в возрасте от 35 до 45 лет, когда он свои основные работы, реализующие его собственный интеллектуальный потенциал, уже сделал, показал и доказал, что у него есть собственные интересные научные идеи, которые могут быть реализованы. Именно среди таких людей и надо отбирать тех, кто мог бы руководить научными группами, генерировать идеи для научных коллективов. Во многих зарубежных странах, знаю по собственному опыту, система тщательной селекции научных лидеров работает давно, очень четко и весьма эффективно. Как, с моей точки зрения, должна выглядеть инфраструктура наноиндустрии? Объясню на примере. Есть некая тематика, которая активно развивается во всем мире. Объявляется конкурс на заведование лабораторией, работающей в этом направлении, собираются заявки. Человек, который выиграет этот конкурс, должен получить в свое распоряжение хорошие помещения, соответствующее финансирование, чтобы иметь возможность заполнить эти помещения необходимыми ему приборами. Надо, чтобы он мог пригласить необходимых ему сотрудников, которым он должен платить достаточно хорошие деньги, чтобы они не смотрели по сторонам. Вот как должна строиться инфраструктура наноиндустрии. А то, что есть у нас на настоящий момент, - это только ее элементы. Оборудование, конечно, вещь необходимая, но оно - лишь один из компонентов ННС. Потому хотелось бы рекомендовать тем, кто дальше будет развивать данную программу по формированию инфраструктуры отечественной наноиндустрии, обратить особое внимание на эти два момента: во-первых, необходимость создания новых курсов лекций (не документов, стандартов и т.д., а именно создание и чтение новых курсов), новых практикумов в этой области и, во-вторых, проведение селекции и пестования научных лидеров.
Теперь несколько слов о взаимодействии с коллегами из других НОЦ в области нанотехнологий.
Спецвыпуск "Поиск-Наноскоп" (18) подготовили: Нина ШАТАЛОВА, Светлана БЕЛЯЕВА, Андрей ПОНИЗОВКИН, Андрей КАРЫПОВ