Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /nano-data/main/resources.obj.php:5902) in /nano-data/main/resources.obj.php on line 5089
Интервью проректора МГУ, директора НОЦ по нанотехнологиям МГУ академика А.Р.Хохлова газете Поиск
Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Интервью проректора МГУ, директора НОЦ по нанотехнологиям МГУ академика А.Р.Хохлова газете Поиск

Ключевые слова:  НОЦ МГУ, Поиск-наноскоп

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

31 мая 2009

Формирование Национальной нанотехнологической сети, начатое в рамках реализации ФЦП “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы”, продолжается. Как эффективно, по мнению его участников, идет этот процесс? Чего не хватает для более динамичных действий по построению столь объемной отечественной инфраструктуры в области нанотехнологий? Какие плюсы и минусы этой работы за прошедшее время выявились? Может, с учетом непростой экономической ситуации требуется скорректировать параметры формирования ННС? Как планируют вести дальнейшую работу и взаимодействие с коллегами созданные в рамках ННС научно-образовательные центры по нанотехнологиям? На эти и другие вопросы “Поиск” искал ответы у представителей власти, науки и образования, бизнеса. Ниже приведено интервью проректора МГУ, директора НОЦ по нанотехнологиям МГУ академика А.Р.Хохлова газете "Поиск"...

"Основной ресурс…

Междисциплинарная подготовка особенно важна для будущих специалистов в области нанотехнологий, считает проректор МГУ им. М.В.Ломоносова, академик РАН, директор НОЦ МГУ по нанотехнологиям Алексей ХОХЛОВ.

- Основным элементом Национальной нанотехнологической сети, с моей точки зрения, должны быть люди. На сегодня, увы, этому важному для формирования ННС ресурсу в программе уделено минимальное внимание. Следует отметить два аспекта этой проблемы. Первый связан с подготовкой студентов, аспирантов и молодых специалистов в области нанотехнологий. Согласен, задача эта сложная, поскольку нанотехнологии, по определению, междисциплинарны. Подготовка специалиста в данной области требует, с одной стороны, глубоких знаний базовой дисциплины, будь то химия, физика или биология. С другой стороны - не менее хороших знаний смежных областей. Так, физик, например, должен хорошо знать еще химию и биологию, а химик - соответственно физику и биологию, и т.д. Все специалисты в этой области должны разбираться в вопросах современных высоких технологий. Система отечественного образо вания сегодня направлена на подготовку специалистов, использующих в своей деятельности лишь какие-то определенные методы, например физические, биологические или химические, а не на то, чтобы подготовить кадры, которые могли бы использовать подходы нанотехнологий. Такие кадры, конечно, должны хорошо знать какой-то один метод, но при этом иметь достаточно серьезное представление и о других подходах к объекту, который они изучают. Такую междисциплинарность довольно трудно создать при современной системе образования. Однако именно на стимулирование междисциплинарности в образовании должны быть направлены значительные усилия. Пока в тех программах и конкурсах, которые объявлялись, я такого не обнаружил. А ведь без этого мы будем готовить специалистов, работающих в рамках своих узких методов по-старому. Считаю, было бы очень полезно обратить на это внимание и объявить такие конкурсы, которые стимулировали бы подготовку новых междисциплинарных программ обучения студентов. С этой проблемой мы сталкиваемся и в деятельности НОЦ МГУ по нанотехнологиям. Наш центр был создан в октябре прошлого года, и первое, с чего мы начали, - организовали межфакультетский курс лекций “Фундаментальные основы нанотехнологий”, который читается ведущими учеными (среди лекторов - 13 членов РАН). Цель курса - дать студентам представление о тех фундаментальных вопросах физики, химии и биологии, которые лежат в основе современных нанотехнологических приложений. Первая лекция состоялась в начале февраля нынешнего года, на сегодня уже прочитаны все 28 лекций. Эти лекции были открыты для посещения всеми желающими, приходили студенты, аспиранты, сотрудники, причем не только МГУ, но и других высших учебных заведений. Все лекции были записаны, сейчас идет обработка записей и составление на их основе электронной библиотеки лекций по нанотехнологиям. Интерес к такой форме работы большой, но пока это только лекции, и ими одними образовательная программа не может быть исчерпана. Из числа студентов 3 курса, прослушавших лекции, по результатам собеседования будут отобраны те, кто в рамках межфакультетских групп продолжит обучение по трем новым межфакультетским специализациям: “Наносистемы и наноустройства”, “Функциональные наноматериалы” и “Нанобиоматериалы и нанобиотехнологии”. Кстати, создать такие межфакультетские группы непросто: ведь на каждом факультете есть своя сетка часов, есть кафедры, которые заинтересованы, чтобы их студенты обучались именно в рамках кафедр, а не межфакультетских программ. Их опасения, что студенты с кафедр уйдут, понять можно. Хотя мы считаем, что никуда они не уйдут, а получив дополнительные знания, дипломную работу все равно будут делать на кафедре. В общем, вопросов, требующих решения, много. Кроме того, сейчас мы интенсивно готовим новые курсы: для каждой специальности свои. А подготовка нового курса лекций - работа сложная, которая должна быть заказана и оплачена в полной мере. Понятно, что развивать наноиндустрию должны молодые люди: наиболее продуктивный возраст для ученого, когда генерируются идеи, от 25 до 35 лет. Чтобы люди раскрылись в этот период, их надо хорошо подготовить до того. Для этого, в частности, и требуется создание современных лекционных курсов. Как ни старался, не увидел в программе развития наноиндустрии, объявлялись ли конкурсы на создание новых курсов лекций для чтения в ведущих университетах России. Конечно, закупка оборудования важна, но еще важнее – кто на нем будет работать. Подготовка специалистов, сведущих в междисциплинарных областях, - первое и основное, что должно быть сделано в плане развития инфраструктуры отечественной наноиндустрии.

Второй важный момент в формировании ННС тоже связан с людьми - речь о подготовке научных лидеров. Это пока также не делается. А без научных лидеров - хоть полк “средних” ученых собери, никакого прорыва не добиться. Что же такое научный лидер? Как его готовить? Такой человек должен отбираться в возрасте от 35 до 45 лет, когда он свои основные работы, реализующие его собственный интеллектуальный потенциал, уже сделал, показал и доказал, что у него есть собственные интересные научные идеи, которые могут быть реализованы. Именно среди таких людей и надо отбирать тех, кто мог бы руководить научными группами, генерировать идеи для научных коллективов. Во многих зарубежных странах, знаю по собственному опыту, система тщательной селекции научных лидеров работает давно, очень четко и весьма эффективно. Как, с моей точки зрения, должна выглядеть инфраструктура наноиндустрии? Объясню на примере. Есть некая тематика, которая активно развивается во всем мире. Объявляется конкурс на заведование лабораторией, работающей в этом направлении, собираются заявки. Человек, который выиграет этот конкурс, должен получить в свое распоряжение хорошие помещения, соответствующее финансирование, чтобы иметь возможность заполнить эти помещения необходимыми ему приборами. Надо, чтобы он мог пригласить необходимых ему сотрудников, которым он должен платить достаточно хорошие деньги, чтобы они не смотрели по сторонам. Вот как должна строиться инфраструктура наноиндустрии. А то, что есть у нас на настоящий момент, - это только ее элементы. Оборудование, конечно, вещь необходимая, но оно - лишь один из компонентов ННС. Потому хотелось бы рекомендовать тем, кто дальше будет развивать данную программу по формированию инфраструктуры отечественной наноиндустрии, обратить особое внимание на эти два момента: во-первых, необходимость создания новых курсов лекций (не документов, стандартов и т.д., а именно создание и чтение новых курсов), новых практикумов в этой области и, во-вторых, проведение селекции и пестования научных лидеров.

Теперь несколько слов о взаимодействии с коллегами из других НОЦ в области нанотехнологий. Наш центр молод - создан только в октябре прошлого года. Но мы, конечно, не собираемся замыкаться лишь в рамках университета. Безусловно, будем активно взаимодействовать и с институтами РАН, и с государственными научными центрами по созданию совместных образовательных программ. Будем стараться подключать академические институты к тем или иным аспектам подготовки студентов, аспирантов, магистрантов. Достаточно богатый опыт в этой области был в свое время накоплен в рамках программы “Интеграция”, ведь именно тогда были созданы учебно-научные центры РАН и университетов, которые работали весьма успешно. Кстати, до сих пор практикумы, разработанные в то время нами совместно с академическими институтами элементоорганических соединений им. А.Н.Несмеянова и кристаллографии им. А.В.Шубникова, действуют. Создание практикумов на основе современных установок, которые есть в академических институтах, государственных научных центрах, - одно из направлений нашего взаимодействия с коллегами. Другое направление сотрудничества – выполнение дипломных работ, третье - совместные аспирантские проекты. У нас, например, сейчас есть совместные аспирантские проекты с зарубежными университетами: аспирант половину времени проводит в МГУ, половину - в университете-партнере. И мы вполне можем сделать аналогичные совместные аспирантские проекты по системе “университет - академический институт” или “университет - государственный научный центр”. Два научных руководителя, аспирант, получающий советы с обеих сторон и имеющий возможность работать на оборудовании и там, и там, - такие совместные программы пойдут на пользу и научным учреждениям, и вузам. Что же требуется для создания эффективного НОЦ в области нанотехнологий? Я уже обозначил основные параметры такого центра. С моей точки зрения, НОЦ – это крупное объединение в рамках всего вуза, мультидисциплинарное, ни в коем случае не замкнутое в стенах какого-то одного факультета. Особенно если речь идет о нанотехнологиях!"

Спецвыпуск "Поиск-Наноскоп" (18) подготовили: Нина ШАТАЛОВА, Светлана БЕЛЯЕВА, Андрей ПОНИЗОВКИН, Андрей КАРЫПОВ

Прикрепленные файлы:
 
 
 
 
 




Комментарии
я так понял,что математика не очень нужна ,важны химия,физика,биология?
Математика - царица наук!
... и служанка физики!
Именно в МГУ я направила для родной науки 14 главных ОШИБОК нанотехник , часть которых выявилась в еще идее Эрика Дрекслера , которые , будь они свободны в научных работах , русские ученые нашли бы давно сами .

Я подаю информацию КАК ЕСТЬ для науки и сведения вполне заслуживают того , чтобы над ними подумали умные головы (лучше свободные от догм негодных , но руководящих ) и хорошо вычислив , проверить . Да взять хотя бы главную ошибку - "молекула не создается - нет настоящих молекулярных связей !" и то уже работа на ГОСПРЕМИЮ - как минимум . А что в ответ ? "Не стучись ни в двери , ни в стены !!" .

Но "мы тут ДОКИ" - не получается и втемяшивают старые опасные ошибки молодым и умным . Все умы наилучших на осмысление ошибок - вот что сейчас обязано статься - до мощного рывка вперед .

А что читаем ? А компоновка несовместимых атомов ? А корежение кристаллических решеток малоядеоных атомов ? А спуры у сильно ядернейших ? А нестественность в их сдатиях ? А содранная "кожа" , покрывающая атом ? А смог в лабораториях - сейсмоопасный смог ? А почему руки и головы экспериментаторов несколько дымят возде тех -самых неверных тоннельных микроскопов ? . А пар урановый за лабораториями ?

Но есть и заменчательные творения . И вам дают - СМОТРИТЕ "КАК ЕСТЬ" , но страшно - правда ?

Кстати , туда же в МГУ , я подала свои небольшие замечания по нескольким фракталам разработчиков , взявшихся за почти что самые опасные , но самые опасные , но самые наиинтереснейшие фракталы какие есть в природе - РАБОТАЮЩИЕ , кстати . Так вот , разработчики просто игнорируют ЦЕНТРИК центьра и потому фракталы так неидеальны и вечно только линейны - чего в природе и в Природе- живой природе , в которой фракталы - наиважнейши , - НЕТ .

Роль России , мощно отставшей от нанотезник - НЕ В ПОДРАЖАНИИ ошибкам американцев , а в правильной оценке их ОШИБОК - опасных для всего живого !

Нельзя , чтобы и дальше русской наукой управляла серость с особой властью определения научности ! Определение убого и ум давно не тот . Хотите сравню ум великого физика Макса Планка - самого ГЛАВНОГО физика мира с умом главного цензора науки физика не теоретика Э. Круглякова ?

Вас поразит великий , почти что СФИНКС уранового цвета (ВЕСЬ САПИЕНС - урановая конструкция !) с небольшими клочьями шерсти вместо роскошного цветка хризантема . Разница - колоссальная и , соответственно, его идеи - "нет идей" - просто ПОЗОР России .

Нельзя не слушать мудрые советы , когда наука НЕНАУКА .

Людмила Белик lyudmilabelik@mail.ru

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Каменный цветок
Каменный цветок

Участие НТ-МДТ Cпектрум Инструментс в конференции “ГРАФЕН: МОЛЕКУЛА И 2D КРИСТАЛЛ”
Участие НТ-МДТ Cпектрум Инструментс в конференции “ГРАФЕН: МОЛЕКУЛА И 2D КРИСТАЛЛ” 5-9 августа 2019 года в Новосибирске

I МОСКОВСКАЯ ОСЕННЯЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПЕРОВСКИТНОЙ ФОТОВОЛЬТАИКЕ
14-15 октября 2019 года состоится школа - конференция молодых ученых - I Московская осенняя международная конференция по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019).

Золото России на Международной Химической Олимпиаде
30 июля в Париже завершилась 51-я Международная химическая олимпиада. Она была рекордной по числу участников - 309 школьников из более, чем 80 стран. Олимпиада прошла под девизом "Двигаем науку вместе" ("Make the science together"). Сборная России на олимпиаде завоевала 4 золотые медали и в медальном зачете поделила 1-2 место с командой Кореи. Победителями стали Михаил Матвеев (Вологда) и три москвича - Даниил Бардонов, Алексей Шишкин и Никита Чернов.

3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве
И.В.Яминский
Материалы лекции проф. МГУ, д.ф.-м.н., генерального директора Центра Перспективных технологий И.В.Яминского "3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве". 3D принтер, сканирующий зондовый микроскоп и фрезерный станок. Что общего между ними? Как конструировать их своими руками? Небольшой экскурс в практические нанотехнологии. Поучительная история о создании сканирующего туннельного микроскопа. От идеи до нобелевской премии за 5 лет. Взгляд в микромир – от атомов и молекул до живых клеток. Как взвесить массу одного атома? Вирусы и бактерии – наши друзья или враги? Медицинские приложения нанотехнологий – нанобиосенсоры для обнаружения биологических агентов.

Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники
В.А.Кецко
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. В сообщении даны материалы лекции д.х.н., в.н.с. ИОНХ РАН В.А.Кецко "Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники".

Лекции и семинары от ФНМ МГУ на Нанограде
Е.А.Гудилин
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. Ниже даны материалы лекций и семинаров представителя ФНМ МГУ проф., д.х.н. Е.А.Гудилина.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.