Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Фундаментальное нанотехнологическое образование в классическом университете

Ключевые слова:  мнение, нанообразование

Автор(ы): академик В.М.Иевлев

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

19 мая 2009

Академик В.М.Иевлев - выдающийся специалист в области материаловедения и технологии наноматериалов; роста и структуры неорганических пленок; структуры внутренних поверхностей раздела в кристаллических материалах. Член Научного Совета по наноматериалам при Президиуме РАН, экспертной комиссии РАН по премиям молодых ученых, секции естественных наук Российского совета по олимпиадам Рособразования, Ученого совета ИМЕТ им. А.А.Байкова РАН, редколлегии журнала "Конденсированные среды и межфазные границы", рабочей группы Роснауки по направлению "Индустрия наносистем и материалов"; председатель Регионального экспертного совета РФФИ, научный руководитель технопарка ВГУ и Региональной лаборатории эленктронной микроскопии и электронографии, руководитель рабочей группы по нанотехнологиям и материалам при администрации Воронежской области. Председатель и член докторских диссертационных советов. Родился 01.12.1938, Пригородки Липецкой обл. В 1961 г. окончил Физический факультет Воронежского госуниверситета. В 1961-1963гг. работал инженером на предприятиях г.Ташкента, 1963-1966 гг. - в КБ радиосвязи г. Воронежа. С 1966 по 1968 гг. - аспирант кафедры физики металлов Воронежского политехнического института. С 1969 г. - к.ф.-м.н, ст.преподаватель, доцент, с 1977 г. - д.ф.-м.н., профессор, декан физико-технического факультета, заведующий кафедрой физики; в 1983-2003 гг. - проректор по научной работе, зав.кафедрой ВГТУ (ВПИ). В 1991 г. присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки РСФСР", избран членом-корреспондентом РАН. С 2004 г. - профессор, зав.кафедрой материаловедения и индустрии наносистем Воронежского госуниверситета, г.н.с. ВГТУ. В 2008 г. избран действительным членом РАН. Член-корреспондент c 07.12.1991 - Секция инженерных наук (материаловедение). Академик c 29.05.2008 - Отделение химии и наук о материлах (наноматериалы)

Ниже приводятся тезисы материалов обсуждения проблем образования в области нанотехнологий, состоявшегося в рамках доклада академика В.М.Иевлева в Воронежском Государственном Университете:

1. Нанотехнологическое образование следует рассматривать как этап в диалектическом развитии естественно-научного и технического образования: оно базируется на достижениях последних десятилетий в исследовании раз­мерного эффекта физико-химических свойств конденсированного вещества, показавших возможность расширения спектра известных и проявления но­вых свойств при переходе к его наноразмерным формам, а нанотехнологии - как способы их создания, а также организации в микро- и макрообъемные наноматериалы и наносистемы разного рода устройств - направлены на прак­тическое использование этих уникальных свойств.

2. Новые знания достигались в логике развития фундаментальных естест­венных наук (химия, физика конденсированного состояния, молеку­лярная биология), поэтому физико-химия вещества в наноразмерных формах как фундаментальная основа нанотехнологий должна согласованно раскры­ваться в рамках учебных программ базовых дисциплин, представляющих эти науки. Это должно быть отражено в образовательном стандарте, учебном плане и со­ответствующих учебных программах базовых дисциплин по междисциплинар­ному (межотраслевому) направлению «нанотехнологии».

3. Межотраслевой характер направления «нанотехнологии» также слу­жит доводом к тому, что образовательная программа в первую очередь должна предоставить возможность получения полных знаний о фундаментальных физико-химиче­ских основах нанотехнологий, развития навыков исследовательской работы и умений вырабатывать творческие подходы к решению нестандартных техно­логических задач достаточно широкого спектра. Глубокая фундаментальная подготовка в сочетании с навыками исследо­вательской работы обеспечит адаптацию выпускников по любому от­раслевому направлению практической деятельности. Подтверждением служит высококачественная подготовка специалистов на базе фундаментальной междисциплинарной образовательной программы по направлению 020900 «физика, химия, механика материалов» реализуемой на факультете наук о материалах МГУ им.М.В.Ломоносова [1]. Поэтому узкие отрасле­вые образовательные нанотехнологические программы, ориентированные на подготовку специалистов «с уникальными компетенциями для целевых сегментов наноиндустрии» [2] нецелесообразны. Целевая (заказная) подготовка может осуществляться включением соответст­вующих дисциплин специализации по согласованию с заказчиком.

4. Из положений п.2 и п.3 следует, что подготовку специалистов широ­кого профиля по направлению «нанотехнологии» надо в первую очередь по­ручить классическим университетам со сложившимися признанными научно-педагогическими школами в области естественных наук, информационных технологий, активно сотрудничающими с институтами РАН, а также извест­ным ведущим специализированным вузам страны (они, безусловно, удовле­творяют этим требованиям). Только в рамках классического университета возможно полное кадровое обеспечение любой модели фундаментальной образовательной программы по направлению «нанотехнологии» на базе передовых достижений всех естественных (и не только) факультетов.

5. В основе нанотехнологий лежат результаты экспериментальных исследований, выполненных с использованием самого современного аналитического обору­дования. Но и промышленная реализация нанотехнологий в большинстве случаев требует, соответственно, дорогостоящих научно-технологических комплексов, оборудованных непростыми средствами контроля технологиче­ских сред и этапов формирования наноструктур (элементный состав и атом­ная структура, субструктура, морфология); даже для относительно простых процессов аттестация создаваемого нанопродукта требует использования уникальных приборов (например, ПЭМ высокого разрешения и др.). И в научных исследованиях и в образовательном процессе в области нанотехнологий особое значение приобретает молекулярное моделирование процессов и создаваемых материалов. Необходимы суперкомпьютеры и соответствующие вычислительные кластеры. Имеющееся в университете и вновь приобретаемое уникальное аналитическое и дорогостоящее технологическое оборудование целесообразно объединять в рамках единого научно-образовательного центра в целях эффективного использования в образовательном процессе и научных исследованиях. Оснащение обсуждаемого направления современным исследовательским и технологическим оборудованием – это только необходимое, но еще не достаточное условие: эффективность его использования возможна только при наличии специалистов, не только владеющих тем или иным прибором и обеспечивающих его работоспособность, но и способных использовать возможности прибора в развитии научных исследований.

6. На современном этапе существенно ограничены возможности проведения нанотех­нологических производственных практик (в силу состояния дел с развитием промышленных нанотехнологий в нашей стране), а во многих ре­гионах и исследовательских практик по отраслям (в связи с прекращением дея­тельности отраслевых НИИ). Основной экспериментальной базой пока оста­ются лаборатории университетов и институтов РАН. Поэтому необходима системная материальная поддержка в оснащении соответствующим оборудо­ванием научно-образовательных центров, интегрирующих ресурсы вузов и НИИ для подготовки специалистов и проведения НИР в области нанотехнологий.


[1] Брылев О.А., Гудилин Е.А. Факультет наук о материалах Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова. Российские технологии, 2008, т.3, № 9-10, с.20-29.

[2] Хасанов О.Л. Конкурентность образовательных программ в области нанотехнологий. Тезисы докладов 3 Всероссийской конференции по наноматериалам. Екатеринбург 20-24 апреля 2009г. Уральское издательство, 2009, с.18-19.

Академик В.М.Иевлев - один из инициаторов серии конференций - школ "Нелинейные процессы и проблемы самоорганизации в современном материаловедении", в рамках которых и в этом году тоже можно будет обсудить проблемы, связанные с современным междисциплинарным образованием. 7 Всероссийская конференция-школа «Нелинейные процессы и проблемы самоорганизации в современном материаловедении (индустрия наносистем и материалы)» состоится 28 сентября–2 октября 2009 года в Воронежском государственном университете. Основная задача школы-конференции – анализ и обобщение достижений научных коллективов России и других стран по следующим направлениям:

  1. фундаментальные основы создания дискретных и компактных наноматериалов;
  2. моделирование процессов самоорганизации в синтезе наноматериалов и в создании наноструктур;
  3. перспективные технологические процессы создания наноматериалов (керамические и композиционные материалы конструкционного и функционального назначения, наноструктурированные металлические системы, функциональные плёночные наноструктуры, неорганические покрытия);
  4. размерный эффект и свойства наноматериалов;
  5. процессы фазового и внутрифазового старения наноматериалов;
  6. развитие методов анализаи и аттестации наноструктур;
  7. практическая реализация нанотехнологий и наноматериалов.

Программой конференции предусмотрены пленарные заседания, на которых будут прочитаны лекции ведущих ученых, работа стендовых секций, предусматривающих презентацию стендовых докладов и их обсуждение, а также проведение тематических «круглых столов».

Регистрационная форма должна быть выслана в электронном виде на адрес электронной почты Оргкомитета не позднее 31 мая 2009 года (форма приводится ниже в файле).

Прикрепленные файлы:
confvoron.doc (130.50 КБ.)

 

В статье использованы материалы: В.М.Иевлев


Средний балл: 8.2 (голосов 9)

 


Комментарии
Удалили, хе-хе. Вот в Штатах я могу послать письмо в ФБР и спросить на основании
закона о свободе информации имеют ли они на меня компромат или нет.
Дык я о чем. Если есть в России специалист в области "индустрии наносистем"
то могу, я, как гражданин РФ спросить его, пусть он десять раз академик,
где эта самая "индустрия наносистем" находится, а?
Начинаю подозревать, что в России наконец решили тщательно скрываемую Толкиеном
проблему размножения гномов. А то у людей и эльфов каждой твари по паре, а гномов обидели и заставили размножаться
почкованием.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Отпуск в наномасштабе
Отпуск в наномасштабе

Территория STEM 2020
20 ноября в онлайн-формате состоится ежегодная конференция проекта "Стемфорд" - Территория STEM 2020. Тема 2020 года - "Подготовка инженеров будущего: партнерство образования, науки и бизнеса".

Актуальные проблемы неорганической химии 2020
Приглашаем студентов, аспирантов и молодых ученых принять участие в XIX Всероссийской конференции «Актуальные проблемы неорганической химии: материалы для генерации, преобразования и хранения энергии», которая будет проходить 13-15 ноября 2020 г. в on-line формате

Начинается XV Олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в будущее!"
Совсем скоро начнется юбилейная XV Всероссийская Интернет-олимпиада по нанотехнологиям «Нанотехнологии – прорыв в будущее!». Предлагаем ознакомиться с актуальной информацией и расписанием Олимпиады.

Нобелевская премия за графен, или 10 лет спустя
Алексей Арсенин
О том, как графен повлиял на развитие науки и промышленности и можно ли его назвать материалом будущего — заместитель директора Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ, кандидат физико-математических наук Алексей Арсенин

Летние лектории для школьников
ФНМ
Сотрудники Факультета наук о материалах и химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова участвуют в лекториях двух летних школ, организованных Фондом Инфраструктурных и Образовательных Программ (группа РОСНАНО) - Нанограде и летней школе МФТИ.

Академия - университетам
Е.А.Гудилин, Ю.Г.Горбунова, С.Н.Калмыков
Российская Академия Наук и Московский университет во время пандемии реализовали пилотную часть проекта "Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии". За летний период планируется провести работу по подключению к проекту новых ВУЗов, институтов РАН, профессоров РАН, а также по взаимодействию с новыми уникальными лекторами для развития структурированного сетевого образовательного проекта "Академия - университетам".

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.