Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Рис.1. Схема, иллюстрирующая процесс травления ядра исходных наночастиц Zn/ZnO и образования полых наночастиц.
Рис.2. Наночастицы ядро/оболочка Zn/ZnO.
Рис.3. TEM-изображения полых наночастиц из оксида цинка после травления хлорзолотой кислотой со средним диаметром 35 (a, b, c), 20 (d, e, f) и 15 нм (g, h, i). Вставки – распределение частиц по размерам и данные электронной дифракции.
Рис.4. Данные РФА (а) и УФ-Вид спектроскопии в процессе травления с помощью винной кислоты.
Рис.5. Спектры фотолюминесценции полых наночастиц оксида цинка.
Рис.6. УФ-Вид спектроскопия полных наночастиц после травления в хлорзолотой кислоте.
Рис.7. TEM-изображение (а), РСМА спектр (b) и HRTEM-изображение (c) нанокомпозита ZnO/Au/Pt после травления исходного материала в смеси хлорзолотой и хлорплатиновой кислот.
Рис.8. График зависимости степени превращения метилового оранжевого от времени.
Рис.9. TEM-изображения материала после проведения фотокаталических экспериментов: (a) исходный Zn/ZnO, (b) нанокомпозит ZnO/Pt.

Новый метод получения фотокатализаторов

Ключевые слова:  благородные металлы, катализ, наночастица, оксид цинка

Опубликовал(а):  Смирнов Евгений Алексеевич

13 января 2009

"Пустотелые" микро- и наноразмерные структуры привлекают огромный интерес учёных благодаря своей специфической структуре и необычным свойствам. Одним из важнейших типов таких наноразмерных структур, применяемых в сенсорах, при создании батарей, оптике, катализе и многом другом, являются полые сферы (HNPs), для которых отношение площади к объёму достаточно велико, а плотность – мала. К тому же введение в такие полые наносферы гетероструктур на основе полупроводников и металлов может способствовать значительному улучшению каталитической активности материала.

Авторы работы, опубликованной недавно в ACSNano, предложили новый, мягкий способ получения гетероструктур на основе полупроводника оксида цинка и благородного металла (золото, платина) в наноразмерном состоянии. Идея заключается в селективном травлении ядра легко синтезируемых наночастиц ядро/оболочка на основе Zn/ZnO с помощью кислот типа винной, хлорзолотой и хлорплатиновой. При этом, как показано на рисунке 1, в кислой среде происходит более быстрое растворение активного металла, нежели «инертной» оксидной оболочки. За счёт этого в винной кислоте получаются полые наночастицы, а в хлорзолотой и хлорплатиновой кислотах образуются гетероструктуры оксид цинка/благородный металл в нанометровом масштабе. На рисунке 2 представлены исходные наночастицы, а на рисунке 3 – частицы после травления в кислой среде. Данные РФА и УФ-Вид (рис.4) спектроскопии говорят о том, что действительно происходит растворение ядра и формирование полых наносфер на основе практически аморфного оксида цинка. Стоит отметить, что излучательная способность полых сфер из оксида цинка в близкой к УФ части спектра более чем на 3 порядка превосходит аналогичный показатель для исходных частиц Zn/ZnO (рис.5).

При травлении же кислотами, в состав которых сходят благородные металлы, внутри полных сфер образовались нанокластеры этих благородных металлов, что также было зафиксировано методами УФ-Вид спектроскопии и РСМА (рис.6 и 7). Измерения фотокаталической активности проводились с использованием модельной системы - красителя метилового оранжевого (рис.8). При этом наблюдалось гораздо лучшее фотокаталитическое поведение, чем для известного коммерческого катализатора Р25 на основе диоксида титана, а также фактическое отсутствие деградационных процессов, связанных с фотовосстановлением ионов цинка до нейтральных атомов (рис.9).

Учёные уверены, что развитие данного подхода к синтезу нанокомпозитных частиц позволит создавать более эффективные катализаторы на основе ZnO, TiO2, SnO2 и благородных металлов Pt, Pd, Au, Ag. Эти необычные материалы могут найти своё применение в таких областях как оптика, доставка лекарственных средств, устройства хранения и превращения одних видов энергии в другие, сенсорика, оптоэлектроника.




Комментарии
Фотокаталитическая активность оставляет желать лучшего, а сам метод синтеза для массового производства экономичных фотокатализаторов явно непригоден. Авторы, насколько это следует из абстракта, сообщают о замечательной люминесценции - возможно, именно об этом стоило бы написать на Нанометре.
Основная цель работы была всё же каталитической активности посвящена, а между делом авторы действительно упомянули о "замечательной люминесценции", о чём я вроде тоже написал...

А чем кстати не нравится фотокаталитическая активность? она же лучше, чем у P25...
P25 - коммерческий многотоннажный продукт. "Лучше чем P25" - плохой критерий, есть масса фотокатализаторов, превосходящих P25 по активности и не содержащих при этом золота и платины.
Строго говоря, к фотокатализаторам предъявляется масса требований, и сравнение с Дегуссой - лишь один из них.
эта статья больше фундаментального характера (вся изюминка в селективном вытравливании ядра наночастиц ядро/оболочка), нежели прикладного и то, что полученный материал превосходит по своей активности Р25 и не деградирует при этом - тоже неплохо...
Типичная кухонная химия; ничего фундаментального я в этом не нахожу. Что касается полых частиц, то способов их синтеза предостаточно - поиск по набору "hollow sphere oxide" это наглядно демонстрирует (см., например, http://www.s...26089877904). Упражняются в этом, как обычно, наши товарищи из Восточной Азии; зачем они это делают, обычно и сами не знают. Не думаю, что следует им уподобляться.
Мне показалось, что это интересный метод создания полых наночастиц...
Ваша взяла...
Трусов Л. А., 13 января 2009 23:09 
а я люблю кухонную химию. почему-то ее очень презирают россиянские учоные, потому и не печатаются в приличных журналах. и ведь любой студент мог бы такое сделать, да вот, наверное, занят был чем-то важным.
Например переводом этой статьи...
Владимир Владимирович, 14 января 2009 07:06 
Я, пожалуй, робко присоединюсь к мнению Льва Артемовича. Если данная кухонная химия была успешно оформлена и представлена, то авторам - зачет!
Фотокатализ сейчас очень популярен, да и уместно функциональные полые частицы тоже представляют интерес. Переводчику - спасибо!
(Только слова ключевые подправьте чуток)
Китайцы умиляют: что не сделают - так впереди Европы всей.
А как столкнёшься с ними в совместных проектах - полный отстой.
Владимир Владимирович, 14 января 2009 07:22 
Так если они "отстой" (но "впереди Европы всей"), то зачем какие-то совместные проекты - дело за малым - уверенно стать самим поперед Европы всей и планеты всей
Владимир Владимирович,
не вполне уяснил, что может Вас привлекать в китайском подходе. Не знаю, в курсе ли Вы, как организовано там дело? В лаборатории средней руки 20-30 персон реализуют то, что в приличных местах называлось "комбинаторной химией". Они смешивают все, что только есть под рукой, во всех возможных соотношениях и варят, варят, варят. Выдаваемые на гора продукты анализируются подручными методами; поскольку интерпретировать сколь-нибудь сложные данные не всегда хватает квалификации, в первую очередь изучаются микрофотографии. И именно в этот момент возникают мириады статей с однотипными названиями "Простой синтез частиц в форме ...". Штампуются они под копирку, и до опубликования доходят не все, но и этого хватает. Интересно, что все зарубленные мною на рецензировании статьи такого сорта НИ РАЗУ не поступали на повторное рецензирование. Ни разу ни один китаец не попытался ответить на вопросы к своей статье. Нет смысла - проще переподать статью в другой журнал, авось, там более дружелюбный компатриот встретится.
Вот и весь технологический процесс. Еще раз повторю - не знаю, что Вам могло здесь понравиться. Данная статья, судя по абстракту (полного доступа у меня нет) - типичная китайская поделка чуть более высокого, по сравнению с обычным, уровня. Отличительным признаком являются заклинания о невероятной перспективности наваренного (в данной статье они прямо в реферат это вынесли - "These give them strong potentials in relevant applications, such as blue light emitting devices, environment remediation, drug delivery and release, energy storage and conversion, and sensors.").
Снова оговорюсь, что данных о люминесценции я не видел, и не могу сказать, насколько корректен вывод об ее увеличении на три порядка, но вот данными по фотокаталитической активности авторам хвалиться не стоило бы.
Владимир Владимирович, 14 января 2009 08:37 
Владимир Константинович,
Привлекает результат. С подходом не могу сказать, что сильно знаком, но охотно верю. Не могу, к сожалению, утверждать, что мой подход к науке невероятно сильно отличен от попробовать получить интересные системы и затем разработать их, находя подходящие условия вариацией параметров. Да и поиски сверхпроводимости в конце 80-ых, начале 90-ых в МГУ сразу приходят как-то на ум...
Я могу согласиться, что данная статья не представляет собой революционного прорыва, но мне было интересно посмотреть картинки и графики. Полые частицы совсем не впечатлили, а кинетика деградации выглядит добротно. А люминесценция - никак не ключевая вещь. Ясно, что метал ее страшно тушит, и три порядка - впечатлительно, но весьма ожидаемо.
И те статьи, что я реферировал, если редактор дает возможность отвечать, то отвечают обычно так, как будто это вопрос жизни и смерти...
Владимир Владимирович,
вероятно, мне следует кое-что уточнить. Сама по себе особая форма частиц без четкого понимания, зачем она может пригодиться или, если она на редкость необычная, откуда она взялась, - для меня пустое место. Если кому-то в определенных целях нужны сферы или, скажем, торы - превосходно. Главное здесь, чтобы функциональные свойства в значимой степени определялись именно формой. Просто форма, без функции бессмысленна. Если на бытовом уровне эстетические критерии для нас чрезвычайно важны, то на микро- и наноуровне их просто не существует. Все эти "нанокочаны", "наноцветы", "нанодеревья" - суть поиск привычных человеческому глазу аналогий там, где их нет и быть не может.
Вернемся еще раз к статье (вернее, к абстракту). Касательно фотокатализа - без добавления платины полученный оксид цинка практически не фотоактивен. Этого можно было бы ожидать с учетом того, что внутренняя поверхность сфер вряд ли будет участвовать в процессе фотодеградации красителя, либо продукты фотолиза будут задерживаться во внутренней полости сфер. И так, и эдак, полые сферы для жидкостного фотокатализа не самый удачный объект. Второе: касательно графика ZnO/Pt - эффект значительного увеличения фотоактивности полупроводников при введении добавок благородных металлов описан многократно, тут нет ничего нового. Более того, определены оптимальные концентрации таких добавок. Неудивительно, что ZnO/Pt быстрее разлагает метиловый оранжевый. Третье - фотокатализатор должен быть прост в получении и недорог - ничего подобного здесь я не вижу, все ровно наоборот. Резюмируя, форма и функция в данном случае никак не связаны, скорее, наоборот.
Теперь к процитированным мною обещаниям райских кущ (куч, пожалуй) в абстракте. Повторюсь, что люминесцентные характеристики могут представлять интерес - надо статью посмотреть, насколько аккуратно все промеряно и интерпретировано. Там вроде бы не про тушение речь, а про увеличение на три порядка, так что любопытно. Про фотокатализ и "environment remediation" я уже сказал. Про "drug delivery" - а причем тут ZnO вообще? Что, это самый нетоксичный материал из всех существующих? "Energy storage and conversion" мне вообще ни о чем не говорит - это что, повторное поминание фотокатализа? Если нет, то о чем речь и где об этом хоть слово? И, наконец, сенсоры - ну при чем тут они? Что, сферы по теоретическим соображениям дают более высокий отклик по сравнению с гексагонами? Это не так, стало быть, и говорить не о чем. Иными словами, мне тут видится типичное замечание - "реферат не соответствует содержанию статьи".
Картинками сыт не будешь, а свойства здесь дрянные.
Про сверхпроводники не соглашусь - там был поиск, но поиск осмысленный. Опять-таки, дизайн диктовался функцией.
Иванов Владимир Константинович, рис.5
-----
а я люблю кухонную химию. почему-то ее очень презирают россиянские учоные, потому и не печатаются в приличных журналах. и ведь любой студент мог бы такое сделать, да вот, наверное, занят был чем-то важным.
-----

А я кухонной химией занимаюсь
С переводом её в кухонную химтехнологию .

Обидно только, что продукты моей деятельности толком проанализировать я не могу. Ибо не на чем. Так что размер наночастиц и толщина плёнок определяется на глазок, а свойства и морфология - по вторичным проявлениям.

Кстати, иногда на "кухне" получаются потрясающие вещи.
Я, может быть, конечно ничего и не понимаю в хитросплетениях современной науки, но почему тогда статьи наши российские не публикуются в таких журналах как ACSNano (для меня кстати репутация сего издания понизилась немного, так как в статье хватает глупых очепяток)??? Микроскоп есть, померить фотолюминесценцию можем, единственное только HRTEM-картинок не хватает, но и это поправимо будет с покупкой нового Титана...
А вот, кстати, те, кто занимается оксидом цинка на ФНМ, как-то ни на йоту не продвинулись вперёд - я только и слышу на студенческих конференциях, что мы хотели, но не получили, мы попробовали, но как-то не то и т.д. Может им тоже стоит перейти на тупой перебор вариантов? Эффективность и значимость написания статей повысится...А-то на нашем факультет единственная гордость - пара статей Синицкого и Елисеева, а всё остальное публикуется в русскоязычной литературе
ЕА,
рисунок-то я видел. Вопрос в том, как они меряли. С твердофазными образцами все непросто.
В тупом переборе вариантов с китайцами соревноваться затруднительно.
В.В., не я к ним лезу, а меня включают в европейские программы с ними. В результате сами же организаторы, мягко говоря, чертыхаются по поводу "их" химии.

В.К., испытываю то же самое с рецензированием хунвэйбинских опусов, впрочем, не слишком отстают и все остальные...

К сожаленью, я не физик, чтобы оценивать оптические свойства этих систем, но мне кажется, что для оптики более важны либо униформные частицы, либо фрактальные. То, что мы наблюдаем в представленных микрофотографиях - ни в какие ворота. "Made in Kitchen".
"The optical absorption spectra were recorded by a
Cary 5E UVvisIR spectrometer for the obtained colloidal solutions.The photoluminescence (PL) spectra were measured at Edinburgh
luminescence spectrometer (FLS 920) with Xe lamp excitation." - всё что сказано в Methods...немногословно...
Да уж, действительно. Из сказанного судить о корректности измерений не представляется возможным.
Владимир Владимирович, а в чем тот "результат", который Вас впечатлил? Вот, если этот синтез кем-то воспроизведется - можно будет говорить о результате... А "кухонная химия" там страннвато описана - что, например, такое кислоты "типа винной, хлорзолотой и хлорплатиновой"? Это как их к одному типу отнести можно? (Или это к ЕАС вопрос?...) Что металлический цинк растворится в последних двух кислотах - вполне ожидаемо, а в винной за счет чего? А лимонка подойдет? Механизм аморфизации ZnO, я чет тоже не вполне понимаю...
может быть не хороший оборот, но смысл его в том, что кислота не должна быть очень сильной (азотная или серная, например) и не очень слабой...
Трусов Л. А., 14 января 2009 23:36 
всё очень просто. если б студент/аспирант/сотрудник фнм сделал - все б захлебывались от восторгов. а тут проклятые китайцы.
примеров из жизни могу привести массу, но не буду.
Владимир Владимирович, 15 января 2009 03:06 
Александр Валерьевич, Владимир Константинович,
Опять-таки, я не утверждаю, что это самая прекрасная статья. Но они получили достаточно интересные структуры, очень разнообразно их характеризовали, и опубликовали!
И мне было любопытно просмотреть. Взглянул подробнее - восторгов особых нет, но и серьезных критических замечаний не возникло, кроме языка написания и опечаток.

Постараюсь адресовать несколько вопросов (насколько сил хватило):

С твердофазными образцами все непросто.
Так Рис. 5 то как раз и описывает люминесценцию коллоидных частиц, где только нужно избежать самотушения, и все просто! (не стали они искать сложных путей )
Я абсолютно согласен про "все в куче" и соответствующую бестолковость, просто они постарались "выжать все что можно".

Металлический цинк легко растворяется в любых слабых кислотах, в том числе винной. Лимонная будет работать. Сильные же кислоты начнут растворять ZnO. То есть, согласитесь, осмысленно немного их создание полых структур.
(И поскольку растворили цинк, в оболочках много дырок, чтобы фотодеградация внутри разумно происходила)
Согласен, что хлорзолотая и хлорплатиновая из другого огорода, но так очень легко ввести золото и платину, что мило (зачем искать сложных путей )
И благородный металл внутри, что для его потенциальной сохранности хорошо!

И если эта статья получена "тупым перебором", то союз Российской науки (с её рационально-осмысленным высококритическим подходом) с Китайским трудолюбием и умением добиваться реальных результатов должен быть непобедим
(Европейские организаторы, наверное, к этому и стремятся )
Владимир Владимирович,
самотушение я и имел в виду
Владимир Владимирович, 15 января 2009 08:38 
Владимир Константинович,
Тут, конечно, за всеми не проследишь
Владимир Владимирович
Владимир Владимирович, насчет "любых слабых" Вы, конечно, погорячились... С потенциалом-то -0,7В... Однако комплексообразование в принцине может весьма способствовать процессу. Однако ZnO должен растворять всяко легче металла, что мы на приведенных дифрактограммах и видим. Аморфизацию я таки в упор не понимаю и скорее готов поинтересоваться, какова природа той аморфной фазы, которая была у них изначально... Так что (ИМХО), этоне просто "кухонная химия", а химия на очень грязной кухне, а потому научная ценность весьма сомнительна.
PS. Всегда полагал, что и хлорзолотая и хлорплатиновая кислоты - весьма сильные.
Привлекает результат
Интересно а что вы ещё хотели от "гибрида китайца с мотоциклом" (вспомнилась давнишняя поговорка)
Господа, я предлагаю взять и написать работку в данный журнал на тему нано...
Владимир Владимирович, 15 января 2009 16:35 
Александр Валерьевич,
Вы хотите сказать, что цинк не должен растворяться в слабых кислотах? С -0.7В, он и в воде медленно деградирует (что заметно на любых цинковых пластинах), так как концентрации протонов 10-7М термодинамически достаточно.
А почему ZnO должен растворяться легче чем Zn???
(Научите, пожалуйста, как легко определить: например BeO и Al2O3 не больно растворяются и в сильных кислотах)
Согласен, что хлорзолотая и хлорплатиновая кислоты - весьма сильные. Они использовались поэтому в концентрациях 5 раз меньше, чем винная.

И согласен с Евгением Алексеевичем С., авторы-то свою статью опубликовали - и молодцы, а мы аргументируем здесь с меньшей пользой для человечества и нас лично
У Zn, насколько помню, еще и перенапряжение водорода не маленькое...
Почему ZnO растворяется легче, чем BeO и Al2O3? Таки общую химию курса так с первого вспомните, какая там природа и энергии химической связи?
И все-таки. К дифрактограммам. Посмотрел тут по ICDD - странная у авторов интерпретация какая-то. И еще у них ведь селективно растворялись кристаллические фазы, а аморфные оставались - с чего это? И каков, интересно, состав у тех и других?
О концентрациях кислот - в 5 раз меньше, а диссциирует на сколько ПОРЯДКОВ меньше?
И не соглашусь с Вами категорически - НИЧЕГО хорошего в публикации подобных статей нет. ИМХО, конечно.
Владимир Владимирович, 15 января 2009 20:45 
Так почему ZnO должен растворяться легко??
(В моих учебниках нет ответа, я полистал )
Не фактор для индивидуальных наночастиц перенапряжение (хотя бы уж потому, чтобы "напрячь", нужно начать растворять)
У винной кислоты для первой ионизации pKa <3, очень мало порядков будет

НИЧЕГО хорошего в публикации подобных статей нет. ИМХО, конечно.
Ну здесь я разделяю мнение Льва Артемовича, но спорить не буду больше, а постараюсь заняться конструктивной реализацией своей кухонной химии...
Растворение кристаллических фаз на фоне устойчивости аморфных - это сильно!
Владимир Владимирович, 16 января 2009 07:19 
Растворение кристаллических фаз на фоне устойчивости аморфных - это сильно!
А откуда такая жестокая интерпретация?
В статье вроде как написано, что ZnO-таки частично растворяется, и тоненькие нанооболочки дают сильно уширенные пики, что разумно!
Пою исключительно со слов АВ
Очень уж понравилось
Кстати, а тартрат цинка вообще растворим в воде? Мож, винная кислота просто закупорит наночастицу в оболочку тартрата?

Насчёт растворения оксидов бериллия и алюминия. Свежие - растворяются неплохо. Прокалённые, а лучше плавленые - это кирпич. Особенно показателен в данном случае оксид магния. "лёгкая магнезия" - неплохо реагирует даже с водой, давая рН под 10. Плавленая - нерастворима даже в кислотах.
ВК и ВВ, а как еще можно интерпретировать рис 2 - 4а?
Владимир Владимирович, 16 января 2009 15:29 
Кристаллиты ZnO частично растворяются, их средний размер становится меньше.
Владимир Владимирович, 16 января 2009 15:47 
Александр Ринатович,
Согласен, что степень кристалличности (и соответственно характер осаждения и прочей обработки) будет очень важным фактором. То есть сравнивать растворимость идеальных кристаллических оксидов не сильно и поможет. Не подумал как-то про это совсем (но три учебника первого года полистал и жду от АВ методологических инструкций по растворимости оксидов)
Владимир Владимирович,
кристаллы ZnO растворяются, Ок. Кто б спорил... Но что за аморфные (согласно ВРПЭМ и ЭД (рис.3, кстати, почему ЭД так сильно отличается от рис.2?) и РФА (рис.4а) сферы после этого остаются (и не растворяются)? Согласно авторской интертрепации РФА "оксид" растворяется быстрее "металла" (хотя согласно базе ICDD более похоже, что там ни того, ни другого нет и не было ).
PS. Кстати, а приведенный диапазон EDX с какого перепоя выбран, там же L пики Au и Pt перекрываются с Kbeta Zn! Почему б не привести M пики Au и Pt, которые с цинком не перекрываются?
Владимир Владимирович, 16 января 2009 17:20 
Александр Валерьевич,
Про диапазон за авторов ответить не могу
А где написано, что оксид растворяется быстрее металла (не могу найти (я там каждую букву не читал, так что ткните, пожалуйста), читал только, что есть сценарии, когда все растворяется, как в азотной кислоте).

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Танцующая в облаках
Танцующая в облаках

На XXI Менделеевском съезде награждены выдающиеся ученые-химики
11 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге на XXI Менделеевском съезде по общей и прикладной химии объявлены победители премии выдающимся российским ученым в области химии. Премия учреждена Российским химическим обществом им. Д.И.Менделеева совместно с компанией Elsevier с целью продвижения и популяризации науки, поощрения выдающихся ученых в области химии и наук о материалах.

Россия подала в ЮНЕСКО заявку на учреждение премии имени Менделеева для молодых ученых
Россия подала в ЮНЕСКО заявку на учреждение премии имени Менделеева для молодых ученых. Об этом премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, открывая встречу с нобелевскими лауреатами, руководителями химических обществ, представителями международных и российских научных организаций.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Синтез “перламутровых” нанокомпозитов с помощью бактерий. Оптомагнитный нейрон.Устойчивость азотных нанотрубок. Электронные характеристики допированных фуллереновых димеров.

Люди, создающие новые материалы: от поколения X до поколения Z
Е.В.Сидорова
Самые диковинные экспонаты научной выставки, организованной в Москве в честь Международного года Периодической таблицы химических элементов в феврале 2019 г., можно было рассмотреть только "вооруженным глазом»: Таблица Д.И.Менделеева размером 5.0 &#215; 8.7 мкм и нанопортрет первооткрывателя периодического закона великолепно демонстрировали возможности динамической АСМ-литографии на сканирующем зондовом микроскопе. Миниатюрные произведения представили юные участники творческих конкурсов XII Всероссийкой олимпиады по нанотехнологиям, когда-то задуманной академиком Ю.Д.Третьяковым — основателем факультета наук о материалах (ФНМ) Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. О том, как подобное взаимодействие со школьниками и студентами помогает сохранить своеобразие факультета и почему невозможно воплощать идею междисциплинарного естественнонаучного образования, относясь к обучению как к конвейеру, редактору журнала «Природа» рассказал заместитель декана ФНМ член-корреспондент РАН Е.А.Гудилин.

Как наночастицы применяются в медицине?
А. Звягин
В чем преимущества наночастиц? Как они помогают ученым в борьбе с раком? Биоинженер Андрей Звягин о наночастицах в химиотерапии, имиджинговых системах и борьбе с раком кожи.

Медицинская керамика: какими будут имплантаты будущего?
В.С. Комлев, Д. Распутина
Почему керамические изделия применяются в хирургии? Какие технологии используются для создания имплантатов? Материаловед Владимир Комлев о том, почему керамика используется в медицине, как на ее основе создаются имплантаты и какие перспективы у биоинженерии

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.