Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Схема «внешнего» взаимодействия МГУ и партнеров проведения Олимпиады на примере Интернет-Олимпиады 2008 г.
Предполагаемая схема взаимодействия МГУ и партнеров проведения Олимпиады в 2009 - 2010 гг.
План-график проведения Олимпиады в сопоставлении с другими событиями календарного года
SQIUD магнетометр Cryogenic S700 с VSM модулем
Aнализатор поверхности Quantachrome NOVA 4200e
Рентгеновский дифрактометр D/MAX-2500V/PC c вращающимся анодом
Люминесцентный спектрометр Perkin-Elmer LS-55
Рамановский микроскоп Renishaw inVia Reflex
Сканирующий зондовый комплекс INTEGRA AURA
Система для характеризации наночастиц Malvern Zetasizer Nano ZS
Сканирующий электронный микроскоп высокого разрешения Supra 50 VP LEO с системой микроанализа INCA Energy+
Эмблема олимпиады (пока) сохранена прежней.
Спецдипломы победителей Олимпиады в абсолютном первенстве по секциям (внутри)
Спецдипломы победителей Олимпиады в абсолютном первенстве по секциям (внешняя сторона)
Спецдипломы победителей Олимпиады в абсолютном первенстве среди школьников по секциям (внутри)
Спецдипломы победителей Олимпиады в абсолютном первенстве среди школьников по секциям (внешняя сторона)
Грамота участника Олимпиады
Дипломы победителей Олимпиады по номинациям
Дипломы победителей Олимпиады по номинациям
Дипломы победителей и призеров Олимпиады (согласованный с Рособразованием вариант выполнен в синих тонах)

Концепция проведения III Всероссийской Интернет-олимпиады (проект)

Ключевые слова:  Интернет-олимпиада

Автор(ы): ФНМ МГУ

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

24 декабря 2008

Концепция проведения Всероссийской Интернет-олимпиаде школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий в приведенном виде является проектом для обсуждения и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ официальным документом. Текст может быть изменен после согласования со всеми заинтересованными стороны и только тогда будет опубликован в качестве официального документа!

1. Организационное обеспечение Интернет-олимпиады

Олимпиада будет проводиться ежегодно в четыре тура

  • заочный Интернет-тур для школьников по химии, физике и математике, составленный с учетом специфики современных исследований в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий,
  • заочный Интернет-тур для студентов, аспирантов, молодых ученых и взрослых категорий участников с блоками задач по важнейшим «нанотехнологическим» направлениям,
  • очный теоретический тур в форме компьютерного тестирования и защиты творческого задания заочного тура,
  • очный экспериментально-практический тур с использованием научного оборудования научно-образовательных центров (НОЦ МГУ по нанотехнологиям и НОЦ ВУЗов-партнеров), центра коллективного пользования МГУ «Технологии получения новых наноструктурированных материалов и их комплексное исследование».

1.1. Организационная структура Олимпиады.

Организационная структура Олимпиады включает в себя постоянно действующую инициативную группу, обеспечивающую преемственность олимпиад различных лет и поддержку мероприятий олимпиады в период между активными фазами ее проведения; официальный сайт Олимпиады; ежегодно формируемый наблюдательный совет; организационный комитет; методическую комиссию и жюри; а также группу технической поддержки. Официальным сайтом олимпиады является портал www.nanometer.ru (в дальнейшем «Нанометр»).

Официальным организатором олимпиады, берущим на себя основные задачи по учебно-методическому и организационно-техническому сопровождению олимпиады, экспертной оценке работ является Московский Государственный Университет им.М.В.Ломоносова. При этом основную роль в фактической организации и проведении Олимпиады берет на себя, как и в случае проведения аналогичных олимпиад в 2007 и 2008 гг., факультет наук о материалах МГУ. Взаимодействие ФНМ МГУ, химического, физического, биологического и др. факультетов МГУ, ЦКП МГУ «Технологии получения новых наноструктурированных материалов и их комплексное исследование», студенческого союза МГУ и системы международных научно-практических конференций студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» будет обеспечиваться при активном участии Научно-образовательного центра МГУ им.М.В.Ломоносова в области нанотехнологий. Председателем олимпиады будет являться Ректор МГУ им.М.В.Ломоносова, академик В.А.Садовничий – Председатель УМО классических университетов и Российского Союза Ректоров.

Со-организатором, обеспечивающим рекламное сопровождение и высокую мотивацию победителей и призеров олимпиады к развитию дальнейшей карьеры в наноиндустрии выступает Государственная Корпорация «Роснанотех» (в дальнейшем «Роснано»), о чем имеются предварительные договоренности, закрепленные в заявке, подававшейся на внесение олимпиад «Нанотехнологии-прорыв в Будущее!» в реестр олимпиад Российской Федерации 2009 г. Данное решение обеспечит высокий уровень ответственности, адекватный уровень задач, высокий уровень организации и проведения олимпиады в целом.

В качестве основных партнеров Олимпиады планируются крупные инновационные компании нанотехнологического профиля – финансово-промышленная группа ОНЭКСИМ, компания НТ МДТ, НТЦ Бакор, НТЦ ТАТА и т.д. Для проведения олимпиады будут задействованы общественный совет по формированию эффективной системы образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий, а также Нанотехнологическое общество Российской и Междисциплинарная учебно-методическая секция «Химия, физика и механика материалов» УМО классических университетов.

Для организации очных туров Олимпиады в период проведения Олимпиады в 2009 г. будет налажено взаимодействие со студенческим союзом МГУ и системой международных научно-практических конференций студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», а также с крупнейшими московскими, региональными ВУЗами, а также ВУЗами ряда стран СНГ, представители которых будут приглашены в Организационных комитет, методическую комиссию и жюри Олимпиады.

Наблюдательный Совет Олимпиады будет состоять из независимых экспертов, проводящих мониторинг мероприятий по подготовке и проведению Олимпиады, обеспечивающих высокое качество заданий и уровень реализации мероприятий Олимпиады, а также вносящих предложения по ее генеральному развитию, использованию источников финансирования и спонсорской помощи. Наблюдательный совет будет формироваться из методистов и должностных лиц заинтересованных ВУЗов, членов РАН, директоров институтов и крупных научных центров, представителей бизнес-сообщества. С целью повышения информированности о результатах проведения олимпиады по окончании Олимпиады Методической комиссией Олимпиады членам Совета будет предоставлен отчет о ее проведении.

Организационный комитет, методическая комиссия и жюри будет формироваться из ведущего профессорско-преподавательского состава МГУ им.М.В.Ломоносова (профессора и преподаватели факультета наук о материалах, химического, физического, биологического факультетов МГУ), деканов факультетов МГУ и проректоров, в тесном взаимодействии с ведущими учеными Российской Академии Наук (в первую очередь с членами секции «химии и наук о материалах» и «нанотехнологии и информационные технологии», Института Общей и Неорганической Химии РАН, Института Проблем Химической Физики, Института Физической Химии и Электрохимии РАН) и научно-исследовательскими группами высших учебных заведений, занимающихся получением и исследованием наносистем, наноматериалов, разработками в области нанотехнологий. Критериями включения в состав оргкомитета Олимпиады будут являться общественное признание заслуг ученых или руководителей учебных заведений, а также наличие научных работ в областях, близких к наноматериалам и нанотехнологиям. Критериями включения в состав методической комиссии и жюри будут являться опыт работы с абитуриентами, студентами, аспирантами, участие в качестве экспертов в других олимпиадах (всероссийского и международного уровня), оригинальное научное мышление, экспертный уровень знакомства с наноматериалами и нанотехнологиями, творческий подход к составлению и решению задач.

Дополнительно в состав оргкомитета и жюри олимпиады будут введены представители различных вузов, инновационных компаний и СМИ, которые обеспечат не только экспертный уровень подготовки всех заданий олимпиады и оперативную оценку решений участников, но и сделают олимпиаду более открытой, доступной и демократичной. В частности, планируется, что предложения об участии в жюри будут разосланы в крупнейшие московские ВУЗы, такие как

  • Московская Академия Тонкой Химической Технологии,
  • Российский Химико-Технологический Университет,
  • Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э.Баумана,
  • Российский Университет Дружбы Народов,
  • Московский Инженерно-Физический Институт,
  • Московский Физико-Технический Институт,
  • Московская Медицинская Академия и др.
  • Помимо московских, будут привлечены региональные ВУЗы, такие как
  • Воронежский ГУ,
  • Белгородский ГТУ,
  • Санкт-Петербургский ГУ,
  • Северо-Кавказский ГУ,
  • Южный Федеральный Университет,
  • Бурятский ГУ,
  • Казанский ГУ и др.,

которые принимали самое активное участи в I и II Интернет-олимпиадах «Нанотехнологии - прорыв в Будущее!». Будут информированы и мотивированы к активной деятельности по проведению олимпиады на местах

  • Белорусский государственный (классический и технический) университет (г.Минск),
  • Институт материаловедения им. И.Франка (НАН Украины),
  • филиалы МГУ в г.Севастополь (Украина) и г.Баку (Азербайджан),
  • бывшие соотечественники – выпускники факультета наук о материалах МГУ из США, Японии, Германии и Франции.

Особенностью олимпиад 2009 -2010 гг. будет формирование молодежного жюри для помощи в проведении школьного тура, которое будет составлено из победителей олимпиад «Нанотехнологии – прорыв в Будущее!» 2007 и 2008 г., а также из аспирантов МГУ различной научной специализации. Для технического контроля проведения Олимпиады будут использованы команда программистов, которые с самого начала занимались созданием сайта «Нанометр». Административная поддержка Олимпиады будет осуществляться Ректоратом МГУ. Техническая поддержка проведения очного тура Олимпиады будет вестись инженерно-техническими службами МГУ. Временный технический персонал Олимпиады будет набран из числа студентов факультета наук о материалах МГУ и добровольцев.

1.2. Официальный язык и символика Олимпиады

Официальным языком Олимпиады будет русский язык, в то же время, на этапе 2010 г. допускается наличие официально утвержденного перевода заданий на национальные языки в случае участия в жюри соответствующих уполномоченных Оргкомитетом представителей стран СНГ и дальнего зарубежья. Эмблемы Олимпиад различных лет будут наследовать основные узнаваемые черты друг друга, включая название «e-NANNOå». Учитывая возможные психологические и эмоциональные причины мотивации потенциальных участников олимпиады, а также необходимость того, чтобы бренд олимпиады был уникален, узнаваем и не мог быть несанкционированно использован третьими лицами, будет разработана символика олимпиады (включая логотип и образцы дипломов), которая пройдет к 2010 г. регистрацию в установленном порядке. Символика олимпиады будет включать легко воспроизводимую, яркую и понятную эмблему, краткое название, нагрудные значки нескольких видов для участников, жюри и гостей олимпиады, определенную форму дипломов, которая будет заранее известна в тех ВУЗах и инновационных компаниях, которую будут признавать результаты олимпиады и преимущества ее победителей и призеров, макеты конвертов для рассылки, бланки писем оргкомитета, папки для раздаточных материалов.

1.3. Подготовка и проведение Олимпиады

Сроки проведения, основная тематика задач, состав наблюдательного совета и оргкомитета Олимпиады официально будут объявляться каждый год в Пресс-релизе на сайте олимпиады и в СМИ (включая Интернет-источники). Состав жюри объявляется после подведения итогов. Сроки активной фазы подготовки и проведения олимпиады устанавливаются с 1 февраля по 15 мая ежегодно. Регистрация для участия в Олимпиаде будет проводиться путем регистрации на сайте Олимпиады, начиная с момента выпуска пресс-релиза, и заканчиваться за 1 день до окончания последнего заочного тура. Регистрационные данные будут рассматриваться как конфиденциальные и могут быть разглашены только с согласия участника. Оргкомитет частично или полностью будет компенсировать расходы участников очного тура. За участие в олимпиаде не будет взиматься ни в какой форме оргвзносы, участники не будут нести никаких финансовых обязательств за участие в олимпиаде.

Выбор сроков проведения Олимпиады (см. раздел Календарный план) основан на критической оценке сроков школьных и студенческих каникул, ЕГЭ, региональных, всероссийских и международных олимпиад, а также важнейших всероссийских молодежных конференций.

2. Материально-техническое обеспечение очного тура

Для проведения очных туров Олимпиады 2009-2010 гг. возможна разработка задач и использование аналитического оборудования отделения факультета наук о материалах МГУ, приведенного ниже. При этом не исключается также, что может быть задействовано аналогичное оборудование других факультетов МГУ и ВУЗов-партнеров Олимпиады. Оборудование планируется также для получения численной и графической информации для решения участниками очного тура Олимпиады задач, предлагаемых кураторами для работы в минигруппах участников. Продолжительность экспериментально практического тура будет обеспечивать не только время, необходимое для выработки участниками решений и их проверки жюри Олимпиады, но и ознакомление с работой современного аналитического оборудования под контролем кураторов мини-групп.

SQIUD магнетометр Cryogenic S700 с VSM модулем

Характеристика оборудования: S600X SQUID является высокоточным прибором для измерения магнитных и магнеторезистивных свойств в зависимости от температуры, в постоянном магнитном поле. Сверхпроводниковый магнит, используемый в установке, позволяет создавать магнитное поле до 7 Тл, с шагом 0,11 мТл. Температурный интервал измерений 300-1,6 К с точностью 0,3%, время изменения температуры на 295 ˚С составляет 30 минут. Диапазон измерения магнитного момента составляет 10-8 - 5 EMU, максимальный размер сферического по форме образца составляет 9 мм. С помощью магниторезистивной приставки можно измерять магнитосопротивление четырехконтактным способом в рабочем интервале полей и температур установки. Интервал измерения сопротивления составляет от 106 до 10-6 Ом.

Основные методы, реализуемые с помощью оборудования:

  • измерение магнитной восприимчивости и магнитного момента наноматериалов,
  • измерение электросопротивления в зависимости от температуры и напряженности магнитного поля,
  • релаксация магнитного момента,
  • измерения ZFC/FC

Aнализатор поверхности Quantachrome NOVA 4200e

Характеристика оборудования: Прибор предназначен для анализа порошковых и пористых материалов, измеряемая площадь поверхности 0.01 – 2000 м2/г, диаметр пор: 3.5 - 2,000Å

Основные модели расчета, используемые для обработки результатов

Методы, модели

Применение

Ограничения

Mетод Лэнгмюра

Площадь микропористых образцов (изотермы I типа)

Отсутствие микро- и мезопор

Метод BET

Площадь поверхности

Не учитывает вклад микропор

Метод BJH

Распределение мезо- и макропор по размерам

Максимальный определяемый размер пор зависит от точности прибора

t-метод Хэлси

Объем микропор в присутствии пор большего диаметра

Метод Дубинина-Радушкевича (DR)

площади поверхности микропор

Alpha-S метод

Объем микропор

Mетод Дубинина-Астахова (DA)

распределение микропор по размерам

DFT (Density Functional Theory)

определять распределение пор по размерам

Диапазон зависит от пары сорбент-адсорбат

Измерение фрактальной размерности (NK, FHH)

Измерение фрактальной размерности

Рентгеновский дифрактометр D/MAX-2500V/PC c вращающимся анодом

Характеристика оборудования: рентгеновский порошковый дифрактометр с вращающимся анодом, максимальная мощность рентгеновского излучения 18 кВт, излучение Cu Kaср., автоматически варьируемые щели, Theta-2Theta вертикальный гониометр (геометрия Брегга-Брентано), установлен графитовый монохроматор на дифрагированном пучке, в качестве детектора – сцинтилляционный счетчик. В дополнение к стандартным держателям образца имеются: револьверный держатель на 6 образцов, термокамера с возможностью исследования образцов в вакууме и различных атмосферах при температурах от комнатной до 1250С. Управление работой прибора от персонального компьютера.

Основные методы, реализуемые с помощью оборудования: фазовый анализ всех видов твердофазных объектов размеры которых не превышают по длине, ширине, высоте: 20мм, 20 мм, 8 мм. В том числе возможно получение дифракционных спектров в интервале углов от 0,5 до 135 град по 2 Theta на отражение и на «просвет». Возможность получения спектров в режиме постоянной интенсивности освещения объекта. Анализ фазового состава тонких пленок. Съемка в ассиметричной геометрии. Исследование фазовых превращений твердофазных объектов в процессе нагрева и охлаждения, в том числе в вакууме и различных атмосферах. Рентгеновский дифрактометр с вращающимся анодом уникален по производительности, вследствие высокой мощности рентгеновского излучения. Идеально подходит для рутинной съемки большого количества образцов, что необходимо при отработке методик синтеза неорганических материалов.

Люминесцентный спектрометр Perkin-Elmer LS-55

Характеристика оборудования: однолучевой люминесцентный спектрометр, работающий в режимах флуоресценции, фосфоресценции, хеми- и биолюминесценции, источник: ксеноновая лампа, работающая в пульсирующем режиме с частотой 50-60 Гц, монохроматоры: типа Монка-Джиллисона, область длин волн: возбуждение 200-800 нм, эмиссия 200-900 нм, спектральная ширина щели: возбуждение 2.5-15 нм, эмиссия 2.5-20 нм, инкремент 0.1 нм, точность установки длины волны: 1 нм, отношение сигнал/шум: 2000:1 (RMS) при измерении базовой линии, не хуже 500:1 для полосы комбинационного рассеяния воды при длине волны возбуждающего излучения 350 нм, скорость сканирования: 10-1500 нм/мин, управлением прибором осуществляется с ПК под управлением ПО FL WinLab

Основные методы, реализуемые с помощью оборудования: методика измерения спектров люминесценции, эффективности люминесценции, квантового выхода люминесценции и времени релаксации люминесценции нанокомпозитов, методика измерения концентрации растворов флюоресцирующих веществ, в том числе квантовых точек.

Рамановский микроскоп Renishaw inVia Reflex

Характеристика оборудования:

1. Конфокальный микроскоп:

  • микроскоп Leica DMLM с разрешением до 2,5 мкм
  • Освещение в отражённом свете
  • Набор объективов: 5х, 20х, 50х и 100х
  • Тринокулярный тубус с 2 окулярами и цветной видеокамерой

2. Спектрометр inVia Reflex

  • Фокусное расстояние: 250 мм
  • Размер пятна лазера: 1 – 300 мкм
  • Система автоматической смены Рэлеевских фильтров
  • Комплект фильтров для съёмки спектров, начиная с 100 см-1 на каждой используемой длине волны
  • К-т дифракционных монохроматоров 3600, 2400 и 1200 линий/мм
  • CCD-детектор 576х384 пикселей с Пельтье-охлаждением (до -70 oС)

3. Автоматизация оптики, включая:

  • Автоматический чейнджер с 16 ND-фильтрами для контроля мощности в диапазоне 0,00005-100%
  • Автоматическая подстройка мощности лазера

4. Набор лазеров для возбуждения на длинах волн 785, 633, 514 и 244 нм.

5. Автоматизированный XYZ-столик, позволяющий работать в режиме «картирования»

6. Комплект поляризаторов и анализаторов для каждой длины волны и видимого света

7. Система линейной фокусировки Line Focus

8. Высокотемпературный предметный столик (до 1500 oС) с набором длиннофокусных объективов (10х, 20х, 50х, 100х). Управление температурной программой должно производиться из базового ПО спектрометра

9. Криостат MicrostatHe для работы с образцами в диапазоне 2,2-500 К

10. Возможность «картирования» макрообразцов с высокой скоростью – Global Raman Imaging – на всех длинах волн

Основные методы, реализуемые с помощью оборудования: методики измерения колебательных спектров, спектров фотолюминесценции в расширенном диапазоне температур (от 2.5 до 1770 К), методика картирования фононных спектров с использованием системы быстрого картирования образцов в области 244-900 нм.

Сканирующий зондовый комплекс INTEGRA AURA

Характеристика оборудования: универсальный СЗМ комплекс, сочетающий в себе возможности сканирующего туннельного и атомно-силового микроскопа. Позволяет производить исследования как топологии поверхности, так и электрофизических свойств наночастиц и материалов. Атмосфера: съемка на воздухе или в вакууме до 10-2 Торр, температура съемки: от комнатной до 1500оС, внешнее магнитное поле: до 0.2 Тл, максимальное поле сканирования: 110 х 110 мкм, минимальные достижимые шумы: менее 1 Å

Основные методы, реализуемые с помощью оборудования: CTM/ АСМ (контактная + полуконтактная + бесконтактная) / Латерально-Силовая Микроскопия / Отображение Фазы / Модуляция Силы / Отображение Адгезионных Сил / МСМ/ ЭСМ/ Сканирующая Емкостная Микроскопия/ Метод Зонда Кельвина / Отображение Сопротивления Растекания / Литография: АСМ (Силовая и Токовая), CTM

Система для характеризации наночастиц Malvern Zetasizer Nano ZS

Характеристика оборудования: Zetasizer Nano ZS применяется для изучения агрегативной и, следовательно, седиментационной устойчивости высокодисперсных систем и молекулярных растворов, которая в свою очередь определяется такими свойствами дисперсной фазы, как размер частиц и характер их взаимодействия с жидкой средой. Дзета-потенциал является важнейшей характеристикой высокодисперсных систем и определяет возможность и скорость перемещения дисперсной фазы относительно дисперсионной среды, интенсивность электрокинетических явлений, устойчивость золей и разрушение дисперсных систем электролитами. Использование ряда новых технологий и исключительные рабочие характеристики обеспечивают получение наилучших результатов при определении всех трёх параметров: размера частиц, дзета-потенциала и молекулярной массы. Измерение размеров частиц в диапазоне от 0.6 нм до 6000 нм. Измерение дзета-потенциала частиц размером 5 нм – 10 мкм. Измерение абсолютной молекулярной массы в диапазоне от 1х103 до 2х107 Дальтон. Возможность проведения измерений при высоких концентрациях пигментов, чернил, эмульсий. Высокая чувствительность позволяет производить измерения в сильно разбавленных растворах белков и полимеров. Возможность использования различных дисперсантов. Уникальная одноразовая капиллярная кювета для определения дзета-потенциала позволяет полностью исключить возможность «перекрёстного» загрязнения.

Основные методы, реализуемые с помощью оборудования: Динамическое обратное светорассеяние. Статическое светорассеяние. Определение зета-потенциала при помощи лазерной доплерометрии.

Сканирующий электронный микроскоп высокого разрешения Supra 50 VP LEO с системой микроанализа INCA Energy+

Характеристика оборудования: растровый электронный микроскоп высокого разрешения, оснащен полевым высоковольтным источником электронов с катодом Шоттки. Паспортное разрешение прибора 1 нм. Микроскоп оснащен 2 детекторами вторичных электронов детектором обратно рассеянных электронов, комбинированной системой волнового и энергодисперсионного микроанализа. Размер камеры прибора позволяет работать с образцами большого размера до 15 см в диаметре и высотой не более 5 см, вес образцов не более 0,5 кг. Микроскоп оснащен также системой анализа объектов в режиме низкого вакуума при парциальном давлении азота до 133 Па. Большинство операций по подготовке микроскопа к работе, перемещению образцов и настройке оптики выполняется с помощью компьютера.

Основные методы, реализуемые с помощью оборудования - исследование проводящих и специально подготовленных образцов методом растровой электронной микроскопии высокого разрешения с регистрацией изображений во вторичных и обратнорассеянных электронах в режиме высокого вакуума. Исследование непроводящих объектов без специальной подготовки с регистрацией изображений во вторичных и обратнорассеянных электронах в режиме низкого вакуума. Анализ элементного состава материалов методом рентгеноспектрального микроанализа с волновой и энергетической дисперсией. Построение профилей и карт распределения элементов в образце. Статистический анализ размеров и форм особенностей микроструктуры объектов.

3. Регламент проведения Олимпиады

  1. Проведение Всероссийских Интернет-олимпиад «Нанотехнологии – прорыв в Будущее!» (в дальнейшем - Олимпиады) осуществляется на основании Положения о проведении Олимпиад, утверждаемого организаторами олимпиады и основанного на соответствующих приказах Министерства образования и науки Российской Федерации, других нормативных документах федерального и регионального уровня, а также внутренних приказах и положениях организаторов Олимпиад.
  2. Регламент и Концепция проведения Олимпиады, Положение о проведении Олимпиады, включая состав Организационного комитета, Наблюдательного совета, методической комиссии и жюри, задачи Олимпиады и их решения, сроки проведения Олимпиады и другая необходимая официальная информация является открытой и может в рамках соответстующих процедур корректироваться с учетом опыта проведения Олимпиад, текущей нормативно-правовой базы и пожеланий общественности.
  3. Олимпиада проводится в несколько туров, сроки проведения и специфика которых описывается в Положении об Олимпиаде, при этом в основу концепции проведения олимпиады положены принципы максимального охвата различных социально-возрастных групп участников, открытости, непредвзятости, смешанная заочно-очная форма проведения, секционный межВУЗовский и междисциплинарный принцип, подробно описываемые в Положении и Концепции проведения Олимпиады.
  4. Информационная поддержка олимпиады осуществляется официальным сайтом олимпиады и любыми информационными партнерами, взаимодействующие с Оргкомитетом Олимпиады на взаимовыгодных условиях.
  5. Участие в Олимпиаде возможно для всех пользователей всемирной сети Интернет, относящихся к категориям участников, определенным в Положении об Олимпиаде. Победителям и призерам Олимпиады вручаются премии, ценные подарки и предоставляются льготы в развитии их дальнейшей карьеры (по желанию призера) в соответствии с действующим Положением об олимпиаде.
  6. Проведение Олимпиады включает подготовительную, активную и завершающую фазы. Во время подготовительной фазы проводится уточнение регламентирующих документов по проведению Олимпиады текущего года, включая определение состава Организационного комитета, Наблюдательного совета, методической комиссии и жюри Олимпиады, проводятся мероприятия по обеспечению бесперебойной работы официального сайта Олимпиады. Подготовительный период завершается составлением полного набора заданий, конфиденциальность информации о которых контролируется методической комиссией Олимпиады, а также подготовкой информационно-рекламных материалов. Активная фаза Олимпиады начинается с момента публикации официального пресс-релиза на сайте Олимпиады и в СМИ о проведении Олимпиады текущего года. Одновременно с этим производится широкая рассылка и публикация информационно-рекламных материалов, включая приветствия участникам Олимпиады от официальных лиц и выдающихся деятелей науки и образования. Начало публикации пресс-релиза является началом on-line регистрации участников олимпиады на официальном сайте Олимпиады. Перед окончанием стадии регистрации объявляется о прохождении участниками процедурки самопроверки личных данных, недостоверность которых является основанием для безапелляционного отстранения участника. После завершения регистрации в назначенное в пресс-релизе время публикуются все задачи текущего заочного тура Олимпиады и предоставляются возможности для конфиденциальной процедуры передачи решений участников через сайт Олимпиады, которая заканчивается одновременно для всех участников в установленные заранее сроки. Количество и сроки проведения заочных туров Олимпиады определяются информацией, содержавшейся в пресс-релизе о начале Олимпиады. После завершения тура членам жюри дается возможность оценить ответы участников, после чего публикуются официальные решения заданий и участники получают возможность апелляции по своим решениям с учетом выставленных жюри технических баллов. После подведения результатов тура (или туров) Оргкомитет утверждает список победителей, выработанный жюри Олимпиады. С момента официального утверждения списка победителей он является окончательным и подлежит публикации на сайте Олимпиады и в СМИ. Победители заочного тура (туров) получают приглашения на очный тур.
  7. Начальник Управления общежитиями МГУ обеспечивает расселение участников очного тура Олимпиады по заявкам Оргкомитета. Начальник Управления обеспечения безопасного функционирования МГУ обеспечивает пропуск участников очного тура Олимпиады и сопровождающих их лиц по документам Оргкомитета. Проезд участников очного тура и их проживание в г.Москве обеспечивается Оргкомитетом за счет средств спонсорской помощи или внебюджетных средств.
  8. Очный тур Олимпиады проводится не позднее 15 мая текущего года в Московском Государственном Университете им. М.В.Ломоносова в форме дополнительного компьютерного тестирования и ряда творческих, теоретических и / или экспериментально - практических задач. Очный тур завершается публичной торжественной процедурой закрытия Олимпиады. Процедура официального закрытия Олимпиады активно освещается в СМИ и состоит из выступлений гостей и других приглашенных на церемонию закрытия лиц, а также в качестве основной части имеет процедуру торжественного вручения дипломов и сертификатов призерам и победителям Олимпиады. Выплата премий призерам и победителям Олимпиады обеспечивается Оргкомитетом за счет средств спонсорской помощи или внебюджетных средств. В конце процедуры закрытия Олимпиады проводится протокольная процедура официального фотографирования группы призеров и победителей Олимпиады. Ориентировочная продолжительность церемонии закрытия Олимпиады – 2 часа. Все участники очного тура получают папки с раздаточными материалами и эксклюзивные значки с символикой Олимпиады.
  9. Завершающая фаза Олимпиады проводится с целью обобщения результатов проведения Олимпиады текущего года и связана с подготовкой сборников заданий и решений, их использования для дистанционной подготовки новых участников Олимпиады, рассылкой информационно-аналитических и учебно-методических материалов олимпиады, пост-олимпиадной поддержки участников Олимпиады.
  10. Рекомендуемый сценарий проведения церемонии закрытия:
  • Вступительная речь Организаторов Олимпиады (МГУ и Роснано)
  • Приветственное слово от представителей Министерства науки и образования РФ, депутатов Государственной Думы РФ, Российской Академии Наук, партнеров Олимпиады
  • Приветственное слово спонсоров Олимпиады
  • Слово Оргкомитета (структура и статистика Олимпиады)
  • Телеграммы в адрес Олимпиады
  • Награждение лучших школьников
  • Награждение лучших зарубежных участников
  • Награждение призеров Олимпиады из числа российских участников
  • Награждение победителей по номинациям
  • Выступления СМИ
  • Заключительные замечания
  • Фотографирование

Рекомендуемые призы и номинации: 1, 2 и 3 абсолютные места для различных категорий участников, номинации: «Лучший зарубежный участник», «Лучший молодой ученый», «Лучший школьник», «Нанохимия и наноматериалы», «Физика наносистем», «Нанотехнологии в биологии и медицине», «Конструкционные и строительные наноматериалы», «За лучшее решение задач по альтернативной энергетике», «Победитель конкурса инновационных идей», «За творческие успехи», «За лучшее эссе школьников», «За волю к победе», «Самый юный участник», специальные номинации ВУЗов, РАН, СМИ и спонсоров.

4. ОПИСАНИЕ БЛОКОВ ЗАДАЧ

Составление заданий в рамках школьного тура должно быть согласовано с представителями предметных комиссий Приемной комиссии (в данном случае ФНМ МГУ) с тем, чтобы уровень задач соответствовал (желательно, превышал) уровень вступительных испытаний по соответствующим предметам (комплексу предметов). При этом задания должны быть тесно связаны с острыми вопросами и проблемами наносистем, наноматериалов и нанотехнологий для того, чтобы мотивировать школьников на поиск дополнительного материала, позволяющего с использованием известных им из школьной программы подходов и приемов самостоятельно довести каждую задачу до решения, получив при этом дополнительную информацию по теме. Должны привествоваться оригинальные, неожиданные решения, эвристически раскрывающие суть поднятых вопросов, оттеняющие специфику наносистем, наноматериалов и нанотехнологий и в этом смысле позволяющих участнику-школьнику выйти за рамки школьной программы, оставляя алгоритмы решений (после получения дополнительной информации из открытых источников) понятными и доступными для школьников. Большинство задач должно иметь определенный численный ответ, не подразумевающий двусмысленность толкования решения участников членами жюри и, соответственно, неоднозначность выставления оценок.

Задания для студентов, аспирантов и молодых ученых должны быть составлены достаточно широко, подразумевая необходимость творческого поиска информации, включая оригинальные научные публикации, доступные в Интернете (в том числе, и на английском языке). Часть задач может иметь определенный численный ответ, часть задач должна быть вариабельна и носить характер «самообучающих» в силу специфики поставленных определенных вопросов, направляющих участника на выработку верного пути решения. Задачи должны быть основаны на логике и подходах, которые приняты при рассмотрении нанотехнологических проблем в области нанохимии, физики наносистем, наноматериалов, наномедицины и пр. Для составления задач приветствуется использование материалов оригинальных статей высокорейтинговых журналов в области нанотехнологий, а также оригинальных результатов, описанных в таких источниках. Большинство заданий должны быть междисциплинарными и активно привлекать знания из нескольких смежных областей, включая различные разделы химии, физики, механики, биологии и медицины, отдельных разделов математики и инженерных дисциплин. Подготовка решения должна дать участнику ощущение естественной взаимосвязи указанных дисциплин.

В заданиях творческого тура необходимо дать возможность участникам проявить свой личный подход и выразить индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему, связанную с фундаментальными, инженерными или социальными аспектами нанотехнологий. В этом конкурсе возможны игровые элементы подачи и выполнения задания. При этом необходимо обеспечить ситуацию, при которой затрагиваются фундаментальные основы науки о наносистемах и наноматериалах. Участники должны иметь достаточно большую свободу выбора тем, с тем, чтобы можно было привлечь к этому конкурсу дополнительные контингенты участников, в том числе таких, которые не могли или не захотели по тем или иным причинам участвовать в естественно-научных турах. Результаты выполнения творческого тура должны быть защищены в устной форме на очном туре или при проведении по секционным критериям очной встречи членов жюри с сильнейшими участниками. Результаты творческого конкурса могут оцениваться по дополнительной номинации, однако их результаты будут включаться в общий зачет с целью определения абсолютных победителей.

Очный тур проводится с целью завершить адекватный выбор объективно сильнейших участников, которые будут признаны победителями и призерами Олимпиады и получат тем самым признание не только со стороны жюри, но и других участников Олимпиады, которые должны быть уверены, что среди призеров и победителей нет случайных людей, воспользовавшимися чужими знаниями и умениями при решении задач Интернет-туров. Первая стадия очного тура связана с проведением компьютерного теста – викторины, которая становится доступной для решения только на период проведения самого компьютерного тестирования на очном туре. Поскольку заранее задания викторины неизвестны и для ответа на нее дается ограниченное время (около часа или двух), то ее результаты показывают срез знаний (оперативное владение информацией) участников по широкому кругу вопросов. При существенном отклонении результатов викторины и результатов заочного Интернет-тура жюри может провести с таким участником дополнительное собеседование и по его результатам оставить участника в конкурсе, если результатом плохих ответов на викторину могли быть объективные или психологические причины, или дисквалифицировать, если будет установлено, что уровень его знаний не соответствует тому, который он демонстрировал ранее (дистанционно).

Экспериментальная часть очного тура необходима в основном для проверки практических умений участников или (в случае школьников) для ознакомления с работой на современном синтетическом или диагностическом оборудовании центров коллективного пользования или научно-образовательных центров. Выполнение экспериментальных заданий должно быть основано на синтезе или анализе реальных объектов, относящихся к наноматериалам, наносистемам, наномедицине и т.д. При проведении этой части тура возможна организация работы участников в минигруппах по игровому (соревновательному) принципу с совместным обсуждением допущенных ошибок и правильных ответов на вопросы. Экспериментально-практический тур требует участия квалифицированных операторов – ведущих задач, которые могут сами относиться к категории аспирантов или молодых ученых, если они рекомендованы к выполнению таких обязанностей членами методической комиссии или Оргкомитета.

Отдельные тематики (блоки задач) Олимпиады могут включать следующие общие разделы:

«Нанохимия» (при участии химического, геологического факультета МГУ и ФНМ МГУ)

  • терминология
  • строение и методы синтеза углеродных (нано)материалов, химия углеродных нанотрубок, наноалмазов, фуллеренов
  • кластеры, их строение и свойства
  • физическая химия поверхности, самособирающиеся слои
  • гетерогенный катализ
  • супрамолекулярная химия
  • общие фундаментальные закономерности получения веществ в ультрадисперсном состоянии
  • минералогия, минеральное сырье и наноматериалы
  • химические особенности и анализ веществ в ультрадисперсном состоянии

«Нанофизика» (при участии физического факультета МГУ)

  • терминология
  • квантово-размерные эффекты
  • электронная структура наноматериалов
  • магнитные свойства наноматериалов
  • нанофотоника
  • сопряжение физических свойств наноматериалов
  • физические принципы современных методов анализа веществ в наносостоянии

«Функциональные наноматериалы» (при участии ФНМ МГУ)

  • терминология
  • классификация наноматериалов и их основные типы, включая магнитные, оптические, гибридные, биоматериалы, нанокомпозиты
  • иерархическая структура материалов
  • микро и наноструктурированные материалы
  • одно и двумерные наноматериалы
  • мембраны
  • сенсорные наноматериалы
  • наноионика, химические источники тока и суперконденсаторы
  • кристаллическая структура, микроструктура и микроморфология наноматериалов
  • самосборка и самоорганизация
  • общие и специфические методы получения наноматериалов
  • корреляции состав-структура-микроструктура-свойства
  • методы анализа наноматериалов
  • применение наноматериалов

«Биология и наномедицина» (при участии физического, биологического, химического факультетов, ФНМ МГУ, ММА)

  • терминология
  • элементы энзимологии
  • молекулярные машины и их функционирование
  • векторная доставка лекарств
  • контрастирующие агенты
  • нанотоксикология

«Конструкционные наноматериалы» (при участии Белгородского государственного технического университета, Воронежского государственного университета, МИСИС)

  • терминология
  • строительные материалы
  • ультрадисперсные поликристаллические материалы (нанокерамика, сплавы)
  • наноструктурированные покрытия со специальными свойствами
  • композиты, содержащие наноматериалы
  • применение конструкционных наноматериалов

«Альтернативная энергетика и экология» (при участии группы ОНЭКСИМ, центра «Зеленая химия» химического факультета МГУ, ФНМ МГУ, РХТУ)

  • терминология
  • наноматериалы в солнечной энергетике
  • наноматериалы в водородной энергетике и функционирование топливных элементов
  • использование сорбентов и наноматериалов в экологии, фотокатализ
  • нетрадиционные источники энергии

«Наноинженерия» (секция МГТУ им. Н.Э.Баумана)

  • терминология
  • базовые элементы наноэлектроники
  • функционирование интегральных схем, схемотехника
  • запись и хранение информации
  • микропроцессорная техника
  • радиоэлектроника на новой элементной базе
  • проектирование измерительных комплексов

«Наноэлектроника» (при участии физического факультета МГУ, МФТИ и МИФИ)

  • терминология
  • молекулярная электроника
  • квантовые компьютеры
  • создание базовых элементов наноэлектроники
  • наноустройства
  • обработка и хранение информации, логические элементы

«Нанотехнологии в промышленности» (секция РХТУ)

  • терминология
  • промышленное применение нанотехнологий
  • масштабирование и оптимизация методик получения наноматериалов
  • продукты нанотехнологий

«Творческий тур»

  • отечественная и зарубежная история нанотехнологий
  • инновационные проекты
  • терминология
  • артефакты и парадоксы нанотехнологий
  • социальные аспекты нанотехнологий
  • литературные эссе

«Компьютерные тесты и викторины»

  • история нанотехнологий
  • терминология
  • классификация наноматериалов
  • закономерности протекания химических превращений в наносистемах
  • основные функциональные свойства наноматериалов
  • краткие вопросы по тематике задач текщего года

«Экспериментально-практический тур» (при участии ЦКП МГУ)

  • сканирующая зондовая микроскопия
  • рентгенофазовый анализ
  • рентгенографический анализ
  • инфракрасная спектроскопия
  • люминесцентная спектроскопия
  • спектроскопия комбинационного рассеяния
  • импеданс-спектроскопия
  • динамическое светорассеяние
  • электронная микроскопия и локальный анализ химического состава
  • капиллярная адсорбция азота, определение площади поверхности и пористости.

Идея Олимпиады проста – провести своеобразную «разведку боем» и выяснить, кто, где и как сильно интересуется в России нанотехнологиями и насколько наиболее активная, молодежная часть нашего российского общества готова воспринять «нанотехнологические» идеи, которые пропагандируются сейчас на самом высоком уровне. Кроме того, конечно, Олимпиада должна выступать мощным стимулом, который привлек бы внимание к современным проблемам развития науки вообще и к необходимости повышения уровня образования – в частности. В каком-то смысле Олимпиада выступает также в виде своеобразной дистанционной формы самообразования, которая должна позволить молодым людям и девушкам, потенциально – будущим ученым или организаторам науки – вступить на трудный, но благородный путь получения знаний в новой, очень сложной и междисциплинарной области, связанной с наносистемами, нанотехнологиями, наноматериалами и методами их исследований.

Секционная структура олимпиады

Организация тематических секций преследует цель обеспечить большую автономию ВУЗов в работе с абитуриентами своего круга и, соответственно, привлечению большего числа участников, включая тех, которые намереваются решать задания только определенной тематики. Одновременно секционный принцип приведет к повышению экспертного уровня проведения Олимпиады и привлечет к ее реализации высококвалифицированных специалистов не только широкого профиля, но и более узкой направленности. Предполагается, что система оценки решений участников по всем секциям будет взаимосогласована, а секции будут равноправны во всех отношениях. Отличительной чертой секции от других разделов (блоков задач) олимпиады, будет также заключаться в том, что победа по секции может дать льготы на поступление только в определенные ВУЗы, участвующие в организации и проведения секции. Такие ВУЗы дополнительно могут проводить любую профориентационную работу среди участников секции, которую они курируют, совместимую с целями, задачами и общими морально-этическими принципами проведения Олимпиады. Таким образом, по каждой секции на усмотрение ВУЗа после согласования с Оргкомитетом Олимпиады могут проводиться дополнительные внеконкурсные мероприятия. В то же самое время, участники любой секции сохраняют за собой полное право решать задачи других блоков и бороться за победу в Олимпиаде в абсолютном первенстве. Участие в секции и дополнительные мероприятиях, организованных в рамках секций, не должно давать участникам никаких преимуществ, если они намереваются после победы в Интернет-туре по секции продолжать участвовать в Олимпиаде наравне с участниками, не избравшими для себе целевых секций.

5. Развитие сайта Олимпиады

В интересах проведения Олимпиады будет производиться не только информационное наполнение, но и структурное, а также стилистическое и идеологическое развитие сайта Олимпиады, включая следующие основные функции эффективно действующего информационного ресурса:

  • информационно-аналитическая составляющая, заключающаяся в адаптации оригинальных научных сообщений с зарубежных и российских конференций, высокорейтинговых зарубежных научных источников (в переводе и создании доступных «дайджестов» для таких журналов, как Nature Nanotechnology, Nanoletters, Small, и пр.), что задавало бы эталон научным исследованиям, особенно для молодых ученых, и давало бы возможность получать проверенную экспресс-информацию даже в тех точках (школах, ВУЗах, исследовательских лабораториях), где нет доступа к подобным оригинальным источникам; обеспечение возможности всем участникам проекта после первичной экспертизы распространять информацию о своей научной или инновационной деятельности, в том числе в электронных и бумажных СМИ, а также периодических научных изданиях - партнерах проекта.
  • методическая составляющая, заключающаяся в систематической просветительской и образовательной деятельности, сопряженной с выработкой доступных и проработанных образовательных программ и на практике реализующихся курсов довузовского или дополнительного образования различной тематики и уровня, включающих в себя современные элементы эффективных образовательных технологий (интернет-образование, мультимедийные материалы и пр), осуществление эффективной мотивации учащейся молодежи к участию в реальных программах подготовки специалистов для наноиндустрии.
  • экспертно-научная составляющая, заключающаяся в привлечении на систематической основе экспертов и выдающихся ученых для реализации различных аспектов указанного проекта, своим активным участием гарантирующих более эффективное воплощение на практике основных функций информационного ресурса.
  • коммуникативная составляющая, связанная с организацией удобных форм обмена мнениями между членами нанотехнологического сообщества различных социально-возрастных и учебно-научных групп, а также с возможностью поиска партнеров для проведения научных или образовательных проектов, информации о научно-образовательных центрах и центрах коллективного пользования оборудованием.
  • кадровая составляющая, направленная на организацию взаимодействия ВУЗов (НОЦ, ЦКП), академических институтов и работодателей (инновационных компаний и т.д.) по выбранным, наиболее перспективным, тематикам.

Функциональные возможности ресурса будут реализованы с помощью оригинального программного кода, защищенных баз данных и списков рассылки, дружелюбного пользовательского интерфейса, открытого доступа, делающий ресурс доступным для вновь присоединяющихся к его использованию организаций, в рамках обеспечения ресурса качественным смысловым (фактическим) содержанием («контентом»), регулярно обновляемым в соответствии с потребностями. Основными (но не единственными) разделами, развитие которых дополнительно предполагается для информационного ресурса, будут являться:

«Виртуальная галерея» – создание специального дружелюбного к пользователям раздела информационного ресурса, сбор и Интернет - публикация фото- и видеозаписей об образцах нанотехнологической продукции с возможностью обратной связи с ее производителями.

«Наноазбука» – создание и использование электронного гипертекстового (иллюстрированного и анимированного) аналога научно-популярных книг по нанотехнологиям (виртаульный гид по нанотехнологиям) для дистанционного образования, других образовательных целей, реализации довузовских образовательных программ. Cоздание раздела на сайте, интегрирующего научно-образовательные материалы и программы дистанционного образования в области наноматериалов, нанотехнологий, нанобиотехнологий, физики наносистем, конструкционных наноматериалов.

«Виртуальное кадровое агентство» при клубе участников олимпиады. Мониторинг и анализ рынка труда с целью целенаправленного трудоустройства выпускников в области нанотехнологий и нанонаук, создание «научной биржи» для конкурентного участия наиболее талантливых студентов в реализации научных проектов. Результатом деятельности агентства будет резкое повышение престижа нанотехнологической отрасли, обеспечение работодателей высококвалифицированными кадрами, предотвращение «утечки мозгов».

Важнейшим стратегическим направлением развития Интернет-ресурса олимпиады будет организация виртуального клуба участников олимпиад, которые будут являться пользователями сайта с расширенными привилегиями, в частности, с возможностью дистанционного общения друг с другом, потенциальными работодателями и представителями вузов, а также с доступом к дополнительной информации, в том числе по подготовке к новым олимпиадам, размещаемой на сайте олимпиады. Заказчику будет предоставлено описание технических средств взаимодействия различных групп пользователей внутри этой сети (объем не менее 1,5 п.л.). Данное направление является приоритетным, поскольку будет способствовать формированию сети школ и ВУЗов, учащиеся которых будут систематически участвовать в олимпиадах данной серии и использовать в образовательном процессе в Москве и российских регионах ее результаты, что особенно важно (как показывает наш опыт) для сельских школ, которые не имеют нормальных учебно-методических материалов даже начального уровня в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий. В рамках клуба будет целенаправленно вестить профориентационная деятельность и подготовка к участию в олимпиадах в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий.

Перспективность разрабатываемых подходов связана со следующими результатами:

  • участие в обеспечении академической, ВУЗовской, отраслевой науки, высокотехнологичных инновационных компаний, предприятий, специализирующихся в области наноматериалов и нанотехнологий, высококвалифицированными кадрами нового поколения для фундаментального и прикладного развития нанотехнологий в Российской Федерации,
  • участие в развитии инфраструктуры научно-образовательных центров и центров переподготовки кадров с использованием потенциала ведущих ВУЗов, академической и отраслевой науки Российской Федерации,
  • мотивация молодежи к научной и педагогической деятельности путем поиска необходимых научных данных, другой информации и контактов,
  • закрепление высококвалифицированных кадров в научных организациях, образовательных учреждениях высшего профессионального образования, выполняющих работы в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий, высокотехнологическом секторе экономики путем создания эффективной системы взаимодействия с работодателями и трудоустройства молодых кадров, проведения планомерной работы по повышению престижа и социальной защищенности молодых кандидатов и докторов наук,
  • обеспечение эффективной информационной поддержки научно-исследовательской и опытно-проектной деятельности молодежи в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий,
  • популяризация передовых отечественных разработок и мировых знаний в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий,
  • формирование культуры публикаций в высокорейтинговых научных изданиях, в том числе международных, а также написания монографий, учебных пособий, научно-популярных изданий для повышения приоритета российской науки и образования.

Список использованных источников

  1. Ю.Д.Третьяков, Е.А.Гудилин, Е.А.Киселева, Наноматериалы и нанотехнологии в классическом университете: от образования к инновациям, изд-во Московского Университета, серия «Инновационный университет», Москва, 2007, 149 с.
  2. Е.А.Гудилин, Ю.Д.Третьяков, Фундаментальные подходы к развитию нанотехнологий, наноматериалов и подготовке кадров для наноиндустрии, Международный журнал «Альтернативная энергетика и экология», н.1, 2008, с.9-16.
  3. Е.А.Гудилин, Первая Интернет-олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в Будущее!» (идея, уроки, задания и решения), Международный журнал «Альтернативная энергетика и экология», н.1, 2008, с.72-139.
  4. Ю.Д.Третьяков, Е.А.Гудилин, Уроки зарубежного нанобума, Вестник РАН, 2009, т.79, н.1, с.1-15
  5. Ю.Д.Третьяков, Е.А.Гудилин, «Там, внизу, все еще очень много нанобума», газета «В мире науки», 6 сентября 2008
  6. Микро- и наноструктурированные материалы. Альбом научной фотографии под ред. Ю.Д.Третьякова, 181 с.
  7. «Нанотехнологии. Азбука для всех», научно-популярное издание, под ред. Акад. Ю.Д.Третьякова, Физматлит, 2008 г., 367 с.
  8. Е.А.Гудилин, Е.А.Киселева, «Весна нанотехнологического образования», газета «Московский Университет», № 11 (4202) апрель 2007, рубрика «Инновационный университет»
  9. О.А.Брылев, Е.А.Гудилин «Факультет наук о материалах Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова», журнал «Российские нанотехнологии», 2008, т.3, вып. 9-10, с. 20-29.

Проведение Интернет-Олимпиад по нанотехнологиям поддержано федеральным агентством по образованию (проект П1010).


В статье использованы материалы: Олимпиада


Средний балл: 8.2 (голосов 5)

 


Комментарии
Пастух Евграфович, 24 декабря 2008 10:09 
Привет всем и наилучшие пожелания в Новом 2009 году!
Олимпиада вот пришла:
Привет вам всем мои друзья!
Вас ждет заданий море
Решайте, радуйтесь по-боле!
Владимир Владимирович, 26 января 2009 00:43 
Восторг приветствий и стихов
Из всех России уголков!
Привет и Вам, Н.В. Волков

Для Наномудрости познания азов, основ -
К Олимпиаде будь готов, всегда готов!!

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Электронные мозги
Электронные мозги

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Броуновское движение скирмионов.Растягиваем графен правильно. Красное вино, кофе и чай помогают создавать материалы для гибкой носимой электроники. Металлическая природа кремния и углерода.

К 2023 году российские химики могут занять 4-е место в мире
Эксперты отметили рост числа научных публикаций отечественных ученых и сообщили, что к 2023 году российские химики могут занять 4-е место в мире по публикационной активности.
27 – 29 ноября в рамках юбилейных мероприятий Химического факультета МГУ и торжественной церемонии закрытия Международного года Периодической таблицы химических элементов эксперты подвели итоги 2019 г.

Итоги Менделеевского Года
28 ноября в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялось торжественное закрытие Международного года Периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева.

Константин Жижин, член-корреспондент РАН: «Бор безграничен»
Наталия Лескова
Беседа с К.Ю. Жижиным, заместителем директора Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова по научной работе, главным научным сотрудником лаборатории химии легких элементов и кластеров.

Мембраны правят миром
Коллектив авторов, Гудилин Е.А.
Ученые МГУ за счет детального изучения структурных и морфологических характеристик материалов на основе оксида графена и 2D-карбидов титана, а также моделирования их свойств, улучшили методы создания мембран для широкого круга практических применений.

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.