Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Наброски...

Ключевые слова:  введение в нанотехнологии, лекция, учителю

Автор(ы): Е.А.Гудилин, ФНМ МГУ, Ю.Д.Третьяков

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

14 ноября 2008

Проблема

Очень сложно совместить несовместимое и научить "с нуля" непрофессионала профессиональным вещам. Это искусство, балансирующее на грани популизма и глубокого понимания (есть такая парадоксальная грань). В этой короткой заметке приводится очень примерный (скорее, для обсуждения) план лекций, которые могли бы помочь получить слушателям основные знания по нанотехнологиям - но, конечно, только самого первого уровня. А так, конечно, познание бесконечно (разумеется, особенно в области нанотехнологий).

Пути решения

Однозначного решения нет, хотя об этом можно долго и плодотворно спорить. Если идти классическим способом, от простого к сложному, то могут понадобится месяцы, для того, чтобы слушателю "быть в теме". Если учить способом "погружения", то такие знания будут краткосрочными, несистематическими, однако они могут мотивировать на дальнейшее самообразование, что ценно само по себе. Именно этот способ может наиболее подойти для занятых и деловых людей, однако может создать иллюзию, что теперь-то они точно знают все. Если учить на тезисах и антитезисах, а также на видимых парадоксах, то такое обучение, скорее всего, вызовет яркие "долгоиграющие" воспоминания и положительные эмоции, но такой курс "по нанотехнологиям" еще не создан и он должен быть, в принципе, расчитан на интеллектуальных (по крайней мере, задумывающихся и понимающих что-то) слушателей. Можно вбивать в головы молодежи нанотехнологии через, скажем, он-лайн игры. Наверное, такой "продукт" обучения можно смело вести потом в психушку для принудительного лечения, к аналогичным результатам может привести и чрезмерная популяризация смелых фантазий людей, далеких от науки. Как же быть?

Технические предложения

(на правах обсуждения, возможны многочисленные варианты...)

Лекции (с изложением фундаментальных основ нанотехнологий)

1. Вводная лекция. Что такое нанотехнологии и почему о них должны знать все. Когда и как возникли нанотехнологии и как они развиваются в последнее время. Ключевые фигуры нанобума. Форсайт и дорожные карты. Междисциплинарность и наукоемкость НТ. Что читать о нанотехнологиях (популярно и всерьез). Интернет-сайты по нанотехнологиям. Журналы по нанотехнологиям. Структура курса и советы.

2. Фундаментальные подходы к созданию нанообъектов. Два принципиально разных пути – сверху вниз и снизу вверх. Представления о строении атома. Электрон и его энергетические состояния. Квантовые числа. Периодическая система химических элементов как отражение периодичности строения их атомов. Периодическая таблица Д.И.Менделеева.

3. Энергетика химических, фазовых и биологических превращений. Температура. Механическая сборка наноструктур из атомов. Энтальпия и термохимические циклы. Генерация, хранение и траспортировка энергии. Водородная энергетика. Наноматериалы в энергетике.

4. Направление процессов в физико-химических системах. Роль энтальпийного и энтропийного факторов. Понятие о кинетике и катализе. Самоорганизация. Наноматериалы современных каталитических систем.

5. Модели образования молекул из атомов. Ионная, ковалентная и металлическая связь. Водородная связь. Ван-дер-ввальсовы и дисперсионные взаимодействия. Супрамолекулярные соединения как мост между живой и неживой природой. Белки. Быть или не быть нанороботам.

6. Агрегатные состояния вещества, жидкие кристаллы. Фазовые переходы и диаграммы. Порядок и беспорядок в кристаллах. Механизмы образования кристаллов. Монокристаллы, поликристаллы, рентгеноаморфные состояния, пленки и покрытия. Фрактальные структуры и дендримеры. Парадоксы терминологии, «наножидкости», «наноплазма», «нанокластеры» и др.

7. Функциональные свойства объемных и наноматериалов. Магнетизм и суперпарамагнетики. Магнитные структуры и спинтроника. Электрические и оптические свойства, «нанофотоника». Металлы и поляронный резонанс. Полупроводники и квантовые точки. «Умные» материалы и устройства записи. Сверхпроводники и центры пиннинга. Ионные проводники и наноионика.

Лекции – семинары с активным участием слушателей

(по материалам книги «Нанотехнологии. Азбука для всех»)

Лекция - семинар 1. Важнейшие объекты наномира

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Наночастицы, Нанокристаллы, кластеры, Наноструктуры, Гибридные наноматериалы, Наностержни, нанокольца, Нанокомпозиты, Цеолиты, Размерные эффекты, Супрамолекулярная химия

Лекция - семинар 2. Наноуглерод

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Углеродные нанотрубки, Одностенные нанотрубки, Неуглеродные нанотрубки, Хиральность, Космический лифт, Графен, Фуллерены, Нанонити, Закон Холла-Петча, {наноалмазы}

Лекция - семинар 3. Физико-химия поверхности

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Амфифильные вещества, Блоксополимеры, Жидкие кристаллы, Мицеллы, Пленки Ленгмюра-Блоджетт, Поверхностно-активные вещества, Нанотрибология, Мезопористые молекулярные сита, Коллоидные частицы

Лекция - семинар 4. Наносинтез

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Золь-гель, Молекулярно-лучевая эпитаксия, Лазерная абляция, Нанолитография, ФИП-нанолитография, Гетероструктуры, Тонкие пленки, Теория оборванных связей, Темлатный метод

Лекция - семинар 5. Самоорганизация

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Самосборка, Самоорганизация, Самоорганизованные монослои, Самособирающиеся массивы, Фотонные кристаллы, Диссипативные структуры, Фракталы, Наносферная литография, Демон Максвела

Лекция - семинар 6. Инструменты нанотехнологий

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Электронный микроскоп, СЗМ, АСМ, СТМ, Кантилевер, Системы нанопозиционирования, Нанотермометр, Нановесы, Нанопинцет, оптический пинцет

Лекция - семинар 7. Нанотехнологии здоровья

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Наномедицина, Биоматериалы, Бионанотехнологии, Нанолекарства, Нанокапсулы, Вирусы, Нанотоксичность, Нанофармакология, Наномодификаторы, Дендримеры

Лекция - семинар 8. Запись и хранение информации

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Устройства хранения информации, Закон Мура, Наноэлектроника, Транзистор, Одноэлектронный транзистор, Молекулярная электроника, Суперпарамагнетизм, Нанобатарейки, наноэнергетика, Фотоника

Лекция - семинар 9. Наноустройства

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Квантовые точки, Квантовые нити, Квантово-размерные эффекты, Туннельный эффект, Квантовые компьютеры, Энергетическая щель, Экситон, Нанометрология, единицы измерения, НЭМС, Наномашины, Наноактюаторы, Нанороботы, МЭМС

Лекция - семинар 10. Развитие нанотехнологий

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Нанобизнес, Патентование нанотехнологий, Наноиндустрия, рынок нанопродуктов, Инвестиции в нанотехнологии (ФЦНТП), Умные материалы, Военные нанотехнологии, Серая слизь, Критические технологии РФ, Кто есть кто в нанонауке

Оставшиеся проблемы

Эти проблемы - вечные. Кто такое сможет прочитать? Как это читать (на официальном языке - с использованием каких образовательных технологий)? И где тот человек, который захочет это прослушать. Но если есть такие люди - мы готовы думать вместе и обсуждать, как это сделать, и как это сделать лучше... Может быть, когда-нибудь в ближайшем будущем можно попробовать сделать из этого общеобразовательные дистанционные курсы...


В статье использованы материалы: ФНМ МГУ


Средний балл: 8.0 (голосов 11)

 


Комментарии
Жень, темы "лекций" - КОШМАР!!! Это вообще ни к чему и не о том! Одну оставить по физкохимии поверхности и все...
"Лекции-семинары" гораздо лучше, но НА годится в качестве основы только с изрядной долей критичности в подходе (типа найти ошибки/неточности в статьях).
ЗЫ. А с чего формула Холла-Петча отнесена к углероду?
Владимир Владимирович, 17 ноября 2008 01:43 
Суть - безраздельно в физико-химии поверхности!
(Если не принимать во внимание выражение лиц слушающих о сути физико-химии поверхности...)
Маленький уточняющий вопрос.
Кому это предполагается читать: школьникам или студентам?

В тему "Лекция - семинар 4. Наносинтез"
можно ещё добавить плазменную абляцию и обработку коронным разрядом.
Владимир Владимирович, если лекцию строить как "вот есть такие интересные для практики отличия наносотояния от объемного, а вот как они связаны со свойствами поверхности и ее вкладом" (и с красивыми картинками) - может и выражение лиц нормальным будет...
Трусов Л. А., 17 ноября 2008 13:47 
нормальные лекции. большинство ключевых слов указано.
интереснее, как это будет реализовано.
Владимир Владимирович, 17 ноября 2008 16:32 
Александр Валерьевич,
Да, конечно, чем от большего числа ярких наглядных примеров удастся оттолкнуться в рамках стройных физико-химических концепций, тем лучше!
Как предвосхитил мой ответ Лев Артемович, весь вопрос: "как это будет релизовано"
Лекции-наглядность...И-эх, эту бы мощь РНТ - да на развитие материально-технической базы средней школы!
Не знаю, Лев... Выглядит (лекции) как курс общей химии с за уши притянутыми нанами.
Скорее как сильно урезанный курс с надёрганными темами. Особой системы на мой взгляд не просматривается. В таком виде это можно использовать только для популяризации.
Ирина! Нельзя тебе этот курс слушать. Стошнит. Это не для тебя, и не для школьников (упаси Бог). Их нежные уши не выдержат. И не надо подходить к этому как к курсу лекций, которые должны слушать студенты (и для них по-другому должно быть). Скорее, это могли бы прослушать неопытные в нанотехнологиях взрослые дяди с закаленной психикой. Первая часть поэтому никак со второй не может пересекаться (если человек, скажем, с трудом представляет себе, что такое атом и пр. - как быть?) Я же сказал, что проблема практически неразрешима и этот вариант - для обсуждения. Хочешь, я его сам с удовольствием разгромлю с 5 - 6 точек зрения при личной встрече? Как реализовать - ах, если бы я знал. Был бы я мудрецом и имел бы очень много времени, то можно было бы вокруг ВАЖНЕЙШИХ нанотехнологических тем разобрать не только их, но многое около того (включая и те надерганные темы сборной солянки, которые указаны выше). Я писал об этом способе. Он мне кажется самым продуктивным ... но и самым сложным. Где таких гениальных лекторов набрать? А в такой постановке - да, для популяризации. Точнее, чтобы избежать грубых ошибок при прямом столкновении с нанотехнологиями или враками о них... Правда, и тут есть проблема - чувство мнимого всезнания, которое неизбежно возникнет, если с "нуля" загрузить все это в "оперативную память" и перегреть "процессор" "перевариванием". Я рад, что вы все так критично к этому плану отнеслись. Правда, я ожидал, что оценки опустятся до 5-6 (впрочем, так оно и будет скоро, раз попросил). Да,Ирина, в семинаре 7 есть, конечно, что-то про исследования наноструктур.
P.S. А давайте "наноазбуку" разгромим , чтобы сделать в будущем (если оно еще будет нужно) ее новую великую генерацию (с добавлениями и исправлениями)
Трусов Л. А., 17 ноября 2008 22:11 
для "научить с нуля непрофессионала" самое оно. именно урезанный курс.
магнетизм, спинтроника... + лекции-семинары похожи на что угодно, но только не на курс неорганической химии.
видимо, в предложенном наброске каждому приглянулось что-то своё
Нет, Лев, только гипнотические методы обучения спасут. Это я вчера ночью понял, когда читал документы рособра и начал с ужасом чувствовать, что начал ПОНИМАТЬ их логику
Трусов Л. А., 17 ноября 2008 22:39 
за гипноз отвечают товарищи с центрального телевидения.
А что, это идея. Мы напишем в спортлото и используем 25 кадр.
Жень, первая часть - лишняя абсолютно. Можно сделать 1 (одну) вводную лекцию с названием, например, "нана и ненана" (в по сути - про физикохимию поверхности), а потом перейти к системе лекций-семинаров. И Наноазбука с ее огромным числом ошибок и ляпов прекрасно подходит для разбора на этих лекциях-семинарах с выявлением этих ошибок...
Владимир Владимирович, 18 ноября 2008 03:02 
С Днем Рождения, Евгений Алексеевич!
Успешных начинаний свершений и свершения начинаний!

А наброски - нормальные, даже весьма хорошие!
Ключевые слова - правильные, и если удастся хоть пару концепций донести до "масс" (скажем, фуллерены/трубки и квантовые точки), то уже не зря!!

Робко философски замечу в стиле "мудрого сверчка" Ирине Валерьевне, что максимализм - это прекрасно и необходимо, но с годами все-таки проходит...
Саша! Первая часть, согласен, самая рискованная в отношении воспринятия и чувств респондентов ("и чего это мне такую школьную ерунду втолковывают? Обидно, уж не за дурака ли меня держат?"). Но ОДНА лекция НАНО-неНАНО не спасет. А ошибки и ляпы азбуки никак не разобрать, не имея первой части Так что ... {разводит руками} Даешь гипноз!!!
Так можно попытаться ВСЕ планируемое на первую часть ВСТРОИТЬ во втрую - т.е. разбирая некие понятия (хоть из НА) привлекать о обяснять и некие фундаметально-базовые моменты... А не выносить их в отдельную группу, от которой слушателей если и не стошнит, то в сон уклонит точно.
Владимир Владимирович, 18 ноября 2008 14:41 
А можно попробовать сделать все "семинары", но с 15-20 минутами вводной теории из первой части. Тогда и теория будет наиболее тесно привязана к практике, и уснуть слушатели не успеют. Я, возможно, не прав, но если оставить только семинары, да и разбирать ошибки, у слушателей может возникнуть впечатление "комплекса неполноценности науки". (Все же, по возможности, формулой какой "трехэтажной" из физико-химии любимой необходимо восхитить, мимоходом заметя, что это у них там (в возвышенных сферах), а мы с вами сегодня немного упростим )
Владимир Владимирович!
С Вашей помощью Робко философски замечу в стиле "мудрого сверчка"
могу превратиться в живого классика.
Геннадий Семенович
Саша! Вариант с "перемешиванием" в лекциях я обсуждал и в заметке и в комментариях несколько раз. Но это один из самых сложных вариантов, который нужно тщательно готовить и нельзя читать "с ходу"...
Жень, но если ориентироваться на форму семинара и привлекать обсуждение фундаментальных моментов по мере появления в том необходимости - может не так уж и сверхсложно будет?...
А как ты себе это представляешь с серьезными дядями?
Да я то, как раз, не представляю серьезного дядю, который придет на вторую-третью лекцию после прослушивания одной-двух первых...
Может, и не прийдет, но если совесть заставит - то вернется
Давайте представим "взрослого дядю" который придёт это слушать.

ОН
1 - узкий специалист
2 - забыл школьный-вузовский курс
3 - имеет конкретную прикладную направленность работы

Значит, надо оставить только общую для всех вводную часть, а дальше - нано по конкретной специализации. Заключение - разбор нановраков и нанорекламы с нанопиаром.

Например, возьмём биолога.

ОН
1 - знает биологию (например, молекулярную + смежные дисциплины)
2 - забыл школьный курс химии, физики и частично матеметики
3 - прикладные разработки в области молбиола.
4 - специфика биологов - премиксы практически всего и прописи работы с ними

Ему бессмысленно давать строение атома и квантовые числа. От слов "поляронный резонанс" он просто впадёт в ступор. "Лазерная абляция" будет воспринята как изощрённое ругательство.

Ему нужно давать биосинтез наны и поведение наны в клетке и в организме в целом. Микрокапсуляция, конъюгаты, липосомы, генная инженерия тоже пойдут нормально. И так далее. За основу можно взять конкретные разработки УлГУ по дисциплинам.

Это должен читать человек хорошо разбирающийся в биологии (в идеале - к.б.н.) и знающий специфику биологов, и неплохо разбирающийся в химии и физике (хотя бы на уровне студента)

По аналогии - для других специальностей.
Ихня совесть = А.Б.Чубайс?
Александр Ринатович, подозреваю, что имеются ввиду менеджеры без образования вообще...
У-у-у...

Ну тем только враки про нану можно рассказывать. Всё равно ничего иного они не поймут

Хватит ругаться. Ругайте по теме - текст и... меня, если хотите...
Евгений Алексеевич, я не представляю, как можно научить нанотехнологии абсолютно оторванного от науки взрослого человека. (Читай: манагера)
Школьники, студенты - другое дело.

Собственно, что я изложил на пару постов выше - это моя версия программы работы для подготовки специалистов такого плана. Этакие курсы повышения квалификации.

Если для полного нуля - то реально хоть сколько-то научить нане- за столь короткий срок невозможно. Тогда остаются "сказки про белого бычка".
Не НАУЧИТЬ, а позволить НЕ ДЕЛАТЬ грубых ошибок и чувствовать, когда тебе лапшу на уши вешают Последнее особенно архиважно! Про курсы повышения квалификации - это отдельный разговор. Мы с Питерцами начали задумываться о создании центра дистанционной подготовки по нанотехнологиям, но в это дело (даже в концепцию) надо вложить еще уймы размышлений и продуманных технических средств реализации. Надеюсь, все это будет... Может быть, и не без помощи Роснано (а вдруг им это интересно будет?). Когда что родим, пригласим остальных к обсуждению и участию...
Наноликбез необходим. Лучшая форма – комикс. Пара советов:
1 Не допускать снобизма «профессионалов», помнить что слушатели – профессионалы в какой-то другой области (отрасли). Во многих случаях достаточно доступно объяснить «непрофессионалам» причины перехода количества в качество. Не бойтесь балансировать на грани редукционизма и профанации, главное – избегать наукообразия и для объяснения использовать понятный язык.
2 Не бойтесь игры, она раскрепощает фантазию, это лучший способ удовлетворить основной инстинкт (познания). Игривость – признак здоровой психики. Главное чтобы игра была по правилам, против живого соперника и с хорошим арбитром. Как сделать хорошую наноигрушку? Для изучения азбуки подойдёт даже игра слов, она выявит наночушь, позволит освоить язык нанообщения и даже понять о чём идёт речь (гр. nanos – карлик, techne – искусство, ремесло, мастерство, logos — слово, учение). Попробовать можно на разборе наноазбуки, для этого привлечь команды студентов типа весёлых и находчивых чтогдекогдастов.
Трусов Л. А., 23 ноября 2008 00:08 
студентам в наше время это неинтересно
а часто и некогда.
Нет, комиксы тоже не подойдут...
1 Вспомним, как когда-то до нас дошла информация, что радио – это очень просто. Если не двинемся в сторону простофилии, будем обсуждать вопрос о нанизации олимпийского движения.
2 Студентам нужно сдавать зачеты и экзамены. Я уже пять лет даю возможность студентам выиграть зачёт в игре ЧКЗП (Что? Как? Зачем? и Почему?)
Надо пробовать. На практике. Через годок - другой ответы на вопросы появятся сами. Плюс попрактикуем "мозговой штурм", не на бумаге, а при личном контакте, за кофе или чаем. Тридцать минут дискусса, пару дней перерыва, и снова по кофе, и снова на часок дружно "штурмуем". И так до упора. Тоже вариант, все же
НАНОброски надо было назвать.
Валя, вариант с кофе мне больше нравится...
Popov A N, 28 ноября 2008 09:51 
Самый удобный (и) для нанопрофессионала термин - "сложно". Когда же он всплыл?
- наверное профессионал, который зарабатывает профессией узнал, что если ЭТО "сложно", и за "за сложность" статья в расходах появилась, всё несовместимое стало ВДРУГ всё сложнее совмещать и наш гений - парадоксальных граней - нанодруг, должен всё больше того.
- чего того?
- кофе пить и поигрывать "по правилам и с живым противником"!
- а если противник - фин. кризис, глоб. потепление, наконец?
- тогда ЭТО ещё сложнее! Наверное надо АБЧ придумать и создать.
- и тогда заплатят ещё больше?
- конечно! Ведь если все профессионалы скажут: "о, это сложно х 2"
- я понял!
- вот видишь, Ваня! Ладно, иди родину защищай, а нам кофе пора пить - у нас все по графику.
Кофе я пью не по графику, а как придется. Так что и здесь бардак
Уважаемые "мэтры" ! Позвольте вмешаться в вашу дискуссию. Во-первых, далеко не все менеджеры не имеют образования. Я, например, кандидат физ.-мат. наук (спектральная теория несамосопряженных операторов), в прошлом - доцент университета, а в настоящее время - менеджер (точнее, методист) проекта по нанотехнологиям. Золотая медаль физико-математической школы и диплом с отличием мехмата университета помогли сохранить кое-какие общие сведения по химии, биологии, физике и т.д. А умение читать (спасибо маме!) позволило пополнять эти остаточные знания в течение жизни. Поверьте, я сама в недавнем прошлом грешила излишним снобизмом по отношению к людям, не занимающимся наукой (или преподаванием). В среде "менагеров" множество умных и хорошо образованных людей. Среди них выпускники МФТИ, МГУ, МИФИ и т.д. Но, собственно, возвращаясь к теме разговора. Лично мне очень интересно было бы послушать лекции о наносфере и поучаствовать в обсуждении. Язык изложения предпочтительно внятный, ясный (не надо тень на плетень наводить). Как преп. с большим стажем (18 лет) я знаю, что можно сложные вещи изложить простым и доступным языком, а можно запутать слушателей даже в самом простом вопросе. Нужны короткие, ясные притчи - рассказы, поменьше специальной терминологии, но строго научные (это нелегко, я понимаю). Мне бы хотелось пройти некий "курс посвящения", чтобы "увидеть за отдельными деревьями лес". Посмотреть на всю эту область знания "сверху", не вникая в мелкие детали (это оставим узким специалистам).
Трусов Л. А., 02 декабря 2008 16:28 
боюсь, речь идет о курсе для манагеров-гуманитариев.
Владимир Владимирович, 02 декабря 2008 16:37 
Да ну, боязни: высокоинтеллектуальным менеджерам будет очень приятно прослушать такой курс, почувствовать себя мудрообразованными и завоевать восхищение коллег. (А где нужно - допрочитать (ведь научили же!))
А я знаю ОЧЕНЬ много умных журналистов с химическим и физматическим образованием А вместо лекций нужно спорить, в споре рождается истина
Владимир Владимирович, 03 декабря 2008 01:59 
Ой, а журналистам тоже будет читаться?
Тогда, наверное, необходимо начать с Первого Канала!
И пояснить четко: раз АБЧ обязался, то отклонения от вертикали обречены на падение

А для хороших конструктивных споров - просто необходим квалифицированный арбитр
У нас 2 года назад идея была про секретарш соответствующих компаний, чтобы они потом графен с ГРАФИНОМ не путали, например. Когда в пришел в Роснано Костинский, он упоминал именно журналистов... Кстати, для ИСТИННО конструктивных споров необходим, конечно, не арбитр, а СЕКУНДАНТ!
Владимир Владимирович, 03 декабря 2008 05:33 
Кстати, для ИСТИННО конструктивных споров необходим, конечно, не арбитр, а СЕКУНДАНТ!
Ой, у меня с первого взгляда о Вас такое сложилось впечатление
Пацай Олег Васильевич, 16 сентября 2009 14:16 
А я бы послушал, многого незнаю. А когда читаю темы лекций, то создается ощущение что незнаю ничего =)
Здравствуйте, коллеги.
Только сейчас увидела эту тему, а она, оказывается, обсуждается с 2008 г. Ну нет мне прощения за невнимательность, правда, есть маленькое оправдание, что я в нанометре не так давно общаюсь.
Можно и мне подать предложения по темам лекций-семинаров? Например, по двум блокам:
1. Жидкие кристаллы (молекулы от 15 до 100 ангстрем, ну чем не наноструктуры?).
2. Фуллерены (именно отдельной лекцией, поскольку необыкновенно интересны и требуют большего внимания, чем выделено в анонсе в одной из указанных лекций-семинаров)
Итак.
1. Курс содержит краткое изложение свойств и современные области применения жидких кристаллов как перспективных материалов оптоэлектроники, лазерной и дисплейной техники.
Из истории открытия ЖК. Переписка Рейнитцера с Леманом. Заседание Фарадеевского общества в 1933 г. Нематики, холестерики, смектики. Директор ЖК. Ориентационные свойства ЖК. Методы ориентирования ЖК-диполей. Граница раздела: твердое тело-ЖК при использовании поверхностных электромагнитных волн. Современные ЖК-технологии; TN-, IPS-, VA- конфигурации дисплейных элементов. Изучение физических свойств данных электрооптических материалов при проявлении явлений фотоупругости и фоторефракции. Основные механизмы, ответственные за явление двулучепреломления в современных жидкокристаллических матрицах, в сравнении с классическими твердотельными структурами. Наноструктурированные ЖК. Быстродействие. Особенности воздействия лазерного излучения на жидкокристаллические среды. Запись тонких дифракционных решеток в жидких кристаллах с нанообъектами. Электро- и светоуправляемые ЖК-модуляторы света. Основные характеристики ЖК-модуляторов. Преимущества и недостатки, по сравнению с ПРОМ, ПРИЗ и ФОТОТИТУС-структурами. Конкуренция между ЖК-устройствами и плазменными панелями. Новейшими разработки ЖК-сред для модуляционной, дисплейной, медицинской техники. Применение ЖК для ориентирования клеток крови, визуализации дефектов, переключения и ограничения лазерного излучения и световых потоков в телекоммуникационных сетях. Возможности ЖК-лабораторий в России и за рубежом.

2. Курс содержит краткое изложение свойств и современных областей применения фуллеренов, нанотрубкок и сопряженных органических систем на их основе.
Из истории открытия фуллеренов: от Дюрера до Крото. Способы сборки фуллереновых образований. Роль буферного газа. Растворимость фуллеренов. Сенсибилизация органических материалов фуллеренами и нанотрубками. Комплексообразование. Сродство к электрону, энергия ионизации, энергия поляризации связей. Влияние комплексообразования на нелинейное поглощение сред с нанообъектами. Сечение поглощения. Проявление эффекта оптического ограничения лазерного излучения в фуллеренсодержащих материалах и средах с нанотрубками. Спектральный, энергетический и временной диапазоны взаимодействия лазерного излучения с фуллеренсодержащими средами и структурами с нанотрубками. Запись тонких дифракционных решеток в фуллерен- и нанотрубки-содержащих средах. Понятие внутреннего поля среды. Светоиндуцированное изменение показателя преломления. Светоиндуцированное рассеяние. Нелинейная рефракция и нелинейная кубичная восприимчивость. Фуллеренсодержащие материалы для переключения световых потоков, модуляции, пассивной записи информации и преобразования по частоте лазерного излучения. Особенности использования фуллерен- и нанотрубки-содержащих структур в ИК-диапазоне спектра. Применение фуллеренсодержащих сред в лазерной физике и медицине. Оптимизация неорганических материалов нанообъектами: фуллеренами и нанотрубками. Покрытия с нанообъектами Механическая прочность покрытий. Спектральные характеристики наноструктурированных покрытий. Квантово-химическое представление связи нанообъектов с поверхностью материалов. Применение для космической, автомобильной, медицинской и бытовой техники.
Пока всё. Мне думается, что студентам (бакалаврам и магистрам, учитывая, конечно, уровень каждой ступени) будет интересно.
С уважением,Н.В. Каманина
А нас, младших школьников, как и когда учить. Ведь часто не понятно чему учат в школе. Перешла в другую - оказывается что многого не умею. Разве так можно? А если перейти в третью или в четвёртую...? Всё почему-то разное...Как учиться?
Вернее поступила в эту гимназию по конкурсу...

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Ежик в тумане
Ежик в тумане

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.