Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Инфраструктура Индустрии
Жизненный цикл высокотехнологичного изделия
«Целевой триплет»

Целевой образовательный триплет

Ключевые слова:  мнение, образование, популяризация

Автор(ы): Александр Куринный

Опубликовал(а):  Куринный Александр Николаевич

12 ноября 2008

«Не инвестируйте в технологию. Инвестируйте в спрос»
Из из интервью Питера Добсона (Peter Dobson), директора Бегбрукского Научного парка


Данный совет, конечно же, не стоит понимать буквально. Однако применительно к российской действительности, он затрагивает очень важную тему – социальную составляющую перевода нашей экономики на инновационные рельсы. В конечном счёте, именно отношение людей к проблеме определяет провал или успех этой грандиозной задачи.

Отрадно, что сейчас в обществе никем не оспаривается особая важность задачи формирования кадрового потенциала наноиндустрии. По разным оценкам российской наноиндустриии требуется от 20 до 40 тысяч специалистов. Недавно прошли встречи и конференции, посвященные организации Общественного Совета по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий, и общероссийского «Нанотехнологического общества».

Для того чтобы использовать преимущества системного подхода для решения задач, стоящих перед этими общественными организациями, а также перед российской «нанотехнологической инициативой» в целом, в данной статье предлагается методическое решение, призванное помочь взглянуть на общество с точки зрения места его отдельных групп в инфраструктуре наноиндустрии и учета их интересов.

Действительно, в случае формирования целевых образовательных и популяризаторских программ, желательно отдавать предпочтение системному, а не «умозрительно-интуитивному» подходу в выборе целевых аудиторий. Это позволит более обоснованно ответить на такие важные вопросы как: «Кого именно нужно учить? Как учить, чему и зачем?»

Вообще говоря, у образовательной системы должны быть два основных направления деятельности: собственно Образование – направленное на подготовку новых и переподготовку существующих кадров и Популяризация – направленная на подготовку общества в целом к восприятию новой технологической реальности.

Основные цели образовательной системы:

  • Образование** – подготовка специалистов
  • Популяризация** – формирование рынка – рынка товаров, услуг и специалистов.

Рассмотрим основные признаки, влияющие на формирование образовательных стратегий: Возраст, Специализация, и Квалификация.

Возраст

Первым традиционным признаком является возраст. Ясно, что образовательные стратегии для разных возрастных групп отличаются существенным образом ввиду наличия у них разного общеобразовательного багажа и разных личностных целевых установок. Поэтому популяризация одних и тех же знаний (знаний одного уровня сложности) для разных возрастных категорий может строиться в том числе и на разных примерах.

Специализация

Сложность организационно-технологических циклов производства современных высокотехнологичных изделий порождает в обществе необходимость узкой профессиональной специализации. А это в свою очередь требует формирования для узкопрофессиональных целевых групп собственных стратегий общения, в нашем случае – образовательных стратегий. Конечно, в ряде случаев, схожие технологические циклы могут приводить к унификации образовательных подходов, но в общем случае, без учёта специализации целевых групп нельзя говорить об эффективных методах взаимодействия с ними.

Таким образом, понятие Специализации является вторым основным целевым признаком. Оно может быть разделено на два уровня.

К первому уровню отнесём Специализацию по виду деятельности, например исходя из занятости в инфраструктуре целевых программ (см . рис. 1.): законодательство; наука; образование; энергетика; авиация; медицина; сельское хозяйство; автопром; и т.д.

Ко второму уровню отнесём Специализацию по занятости на конкретном этапе организационного или технологического цикла. Для высокотехнологичного изделия основными этапами Жизненного Цикла (ЖЦ), как известно, являются:

Основные этапы / Переходные этапы

  1. Фундаментальные исследования
    1-2 Трансферт научных открытий
  2. Прикладные исследования
    Трансферт технологий
  3. Опытное производство
    Сертификация
  4. Промышленное производство
    Рынок
  5. Эксплуатация (включая и ремонт)
  6. Утилизация

Все обозначенные этапы достаточно традиционны и все же отметим особенности некоторых из них.

Традиционно проблемными для современной России считаются переходные этапы: «Трансферт технологий» и «Сертификация», именно на этих этапах, как правило, застревают на долгое время или навсегда многие технологические новинки. Нельзя не сказать и о таком важном этапе, как «Утилизация». Этот этап при системном подходе во многих случаях оказывается не менее важным, чем собственно эксплуатация. Недостаточное внимание к вопросам утилизации может в случае высоких технологий приводить к большим экологическим проблемам (и как следствие к финансовым). Например, технологии утилизации металлических авиационных или автомобильных конструкций является достаточно проработанными, а вот утилизация тех же конструкций выполненных из нано-композиционных материалов, может оказаться весьма затратным делом. В силу того, что конкретные образовательные программы, как правило, строятся для какого либо одного вида профессиональной деятельности, например энергетики, то и признак Специализации сосредотачивается на рассмотрении этапов или (конкретного этапа) Жизненного Цикла только определенного класса высокотехнологичных изделий и процессов.

Кстати, не нужно забывать ещё об одном типе Специализации, а именно: «Отсутствие Специализации». Этот тип характерен для основной массы населения, т.е. людей не занятых непосредственно в наноиндустрии, однако являющимися реальными или потенциальными потребителями её продукции. В большей степени от объёма «нанотехнологических» знаний именно этой целевой группы зависит успех формирования рынка нанотехнологической продукции и связанном с ним рынка занятости для специалистов-нанотехнологов.

Квалификация

Следующим, столь же традиционным признаком, является уровень квалификации – или уровень начальной подготовки целевой группы. Квалификация является в большинстве случаев и «отправной» и главной целевой точкой – критерием – образовательного процесса.

Выводы

С учётом всех вышеперечисленных целевых признаков: Возраст – Специализация – Квалификация, мы получаем некое трехмерное целевое пространство, что позволяет из псевдонаучных соображений :) назвать его «Целевым Триплетом».

Целью образовательных и просветительских программ с точки зрения предлагаемого образовательного пространства, представленного «Целевым Триплетом» является формирование вектора переноса целевой группы из одной точки образовательного пространства в другую, имеющую более высокий показатель квалификации.

Ценность данного системного подхода состоит в том, что:

  • во-первых он наглядно связывает основные образовательные признаки: возраст, квалификацию и специализацию с учётом их места в создаваемой инфраструктуре целевых федеральных программ;
  • во-вторых он может быть использован, не только для обоснованного, системного определения целевых образовательных аудиторий, но и для других социальных (и возможно иных) задач, возникающих при решении программы построения российской наноиндустрии.
Знания – Потребности – Рынок
(нет Знания – нет Потребностей – нет Рынка)

Несмотря на жизненную необходимость создания высококлассной образовательной системы для молодёжи, решение задачи кадрового насыщения наноиндустрии уже сейчас должно строиться на вовлечение в образовательный процесс действующего активного сообщества специалистов промышленности, бизнесменов, политиков, в конечном итоге всего общества. Только такой комплексный (социально ответственный) подход может решить двуединую задачу нехватки кадров и формирования рынка потребностей в новых технологиях.


В статье использованы материалы: NanoNewsNet.ru


Средний балл: 8.0 (голосов 2)

 


Комментарии
Боюсь, что начинать придётся с ликбеза. В области обычного, не нано- образования...
Владимир Владимирович, 14 ноября 2008 16:54 
И, судя по ситуации, к сожалению, с ликбеза преподавателей
(И любопытно, что в картинке "целевого триплета" преподаватель помещен вне координат...)
Последнее замечание - смешное -
Единственное только скажу, я, как автор, подстраховался - на рисунке "Целевого Триплета" последней осью Х' является "Образование" - это как раз ось жизненного цикла подготовки преподавателей
Так что учиться нужно всем - тут уж не не прикроешься очками и мудреными речами.
Владимир Владимирович, 22 ноября 2008 14:04 
Однозначно!
Умные очки - на полку, и грызть гранит познаний с веселым аппетитным хрустом,
продираясь вперед(?) нанометр за нанометром по "последней оси Х"
Рулев Максим Игоревич, 18 декабря 2008 20:23 
чушь!
был бы способ начать воздействие на умы начиная с обычного образования

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Monsters Inc.
Monsters Inc.

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.