Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Инфраструктура Индустрии
Жизненный цикл высокотехнологичного изделия
«Целевой триплет»

Целевой образовательный триплет

Ключевые слова:  мнение, образование, популяризация

Автор(ы): Александр Куринный

Опубликовал(а):  Куринный Александр Николаевич

12 ноября 2008

«Не инвестируйте в технологию. Инвестируйте в спрос»
Из из интервью Питера Добсона (Peter Dobson), директора Бегбрукского Научного парка


Данный совет, конечно же, не стоит понимать буквально. Однако применительно к российской действительности, он затрагивает очень важную тему – социальную составляющую перевода нашей экономики на инновационные рельсы. В конечном счёте, именно отношение людей к проблеме определяет провал или успех этой грандиозной задачи.

Отрадно, что сейчас в обществе никем не оспаривается особая важность задачи формирования кадрового потенциала наноиндустрии. По разным оценкам российской наноиндустриии требуется от 20 до 40 тысяч специалистов. Недавно прошли встречи и конференции, посвященные организации Общественного Совета по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий, и общероссийского «Нанотехнологического общества».

Для того чтобы использовать преимущества системного подхода для решения задач, стоящих перед этими общественными организациями, а также перед российской «нанотехнологической инициативой» в целом, в данной статье предлагается методическое решение, призванное помочь взглянуть на общество с точки зрения места его отдельных групп в инфраструктуре наноиндустрии и учета их интересов.

Действительно, в случае формирования целевых образовательных и популяризаторских программ, желательно отдавать предпочтение системному, а не «умозрительно-интуитивному» подходу в выборе целевых аудиторий. Это позволит более обоснованно ответить на такие важные вопросы как: «Кого именно нужно учить? Как учить, чему и зачем?»

Вообще говоря, у образовательной системы должны быть два основных направления деятельности: собственно Образование – направленное на подготовку новых и переподготовку существующих кадров и Популяризация – направленная на подготовку общества в целом к восприятию новой технологической реальности.

Основные цели образовательной системы:

  • Образование** – подготовка специалистов
  • Популяризация** – формирование рынка – рынка товаров, услуг и специалистов.

Рассмотрим основные признаки, влияющие на формирование образовательных стратегий: Возраст, Специализация, и Квалификация.

Возраст

Первым традиционным признаком является возраст. Ясно, что образовательные стратегии для разных возрастных групп отличаются существенным образом ввиду наличия у них разного общеобразовательного багажа и разных личностных целевых установок. Поэтому популяризация одних и тех же знаний (знаний одного уровня сложности) для разных возрастных категорий может строиться в том числе и на разных примерах.

Специализация

Сложность организационно-технологических циклов производства современных высокотехнологичных изделий порождает в обществе необходимость узкой профессиональной специализации. А это в свою очередь требует формирования для узкопрофессиональных целевых групп собственных стратегий общения, в нашем случае – образовательных стратегий. Конечно, в ряде случаев, схожие технологические циклы могут приводить к унификации образовательных подходов, но в общем случае, без учёта специализации целевых групп нельзя говорить об эффективных методах взаимодействия с ними.

Таким образом, понятие Специализации является вторым основным целевым признаком. Оно может быть разделено на два уровня.

К первому уровню отнесём Специализацию по виду деятельности, например исходя из занятости в инфраструктуре целевых программ (см . рис. 1.): законодательство; наука; образование; энергетика; авиация; медицина; сельское хозяйство; автопром; и т.д.

Ко второму уровню отнесём Специализацию по занятости на конкретном этапе организационного или технологического цикла. Для высокотехнологичного изделия основными этапами Жизненного Цикла (ЖЦ), как известно, являются:

Основные этапы / Переходные этапы

  1. Фундаментальные исследования
    1-2 Трансферт научных открытий
  2. Прикладные исследования
    Трансферт технологий
  3. Опытное производство
    Сертификация
  4. Промышленное производство
    Рынок
  5. Эксплуатация (включая и ремонт)
  6. Утилизация

Все обозначенные этапы достаточно традиционны и все же отметим особенности некоторых из них.

Традиционно проблемными для современной России считаются переходные этапы: «Трансферт технологий» и «Сертификация», именно на этих этапах, как правило, застревают на долгое время или навсегда многие технологические новинки. Нельзя не сказать и о таком важном этапе, как «Утилизация». Этот этап при системном подходе во многих случаях оказывается не менее важным, чем собственно эксплуатация. Недостаточное внимание к вопросам утилизации может в случае высоких технологий приводить к большим экологическим проблемам (и как следствие к финансовым). Например, технологии утилизации металлических авиационных или автомобильных конструкций является достаточно проработанными, а вот утилизация тех же конструкций выполненных из нано-композиционных материалов, может оказаться весьма затратным делом. В силу того, что конкретные образовательные программы, как правило, строятся для какого либо одного вида профессиональной деятельности, например энергетики, то и признак Специализации сосредотачивается на рассмотрении этапов или (конкретного этапа) Жизненного Цикла только определенного класса высокотехнологичных изделий и процессов.

Кстати, не нужно забывать ещё об одном типе Специализации, а именно: «Отсутствие Специализации». Этот тип характерен для основной массы населения, т.е. людей не занятых непосредственно в наноиндустрии, однако являющимися реальными или потенциальными потребителями её продукции. В большей степени от объёма «нанотехнологических» знаний именно этой целевой группы зависит успех формирования рынка нанотехнологической продукции и связанном с ним рынка занятости для специалистов-нанотехнологов.

Квалификация

Следующим, столь же традиционным признаком, является уровень квалификации – или уровень начальной подготовки целевой группы. Квалификация является в большинстве случаев и «отправной» и главной целевой точкой – критерием – образовательного процесса.

Выводы

С учётом всех вышеперечисленных целевых признаков: Возраст – Специализация – Квалификация, мы получаем некое трехмерное целевое пространство, что позволяет из псевдонаучных соображений :) назвать его «Целевым Триплетом».

Целью образовательных и просветительских программ с точки зрения предлагаемого образовательного пространства, представленного «Целевым Триплетом» является формирование вектора переноса целевой группы из одной точки образовательного пространства в другую, имеющую более высокий показатель квалификации.

Ценность данного системного подхода состоит в том, что:

  • во-первых он наглядно связывает основные образовательные признаки: возраст, квалификацию и специализацию с учётом их места в создаваемой инфраструктуре целевых федеральных программ;
  • во-вторых он может быть использован, не только для обоснованного, системного определения целевых образовательных аудиторий, но и для других социальных (и возможно иных) задач, возникающих при решении программы построения российской наноиндустрии.
Знания – Потребности – Рынок
(нет Знания – нет Потребностей – нет Рынка)

Несмотря на жизненную необходимость создания высококлассной образовательной системы для молодёжи, решение задачи кадрового насыщения наноиндустрии уже сейчас должно строиться на вовлечение в образовательный процесс действующего активного сообщества специалистов промышленности, бизнесменов, политиков, в конечном итоге всего общества. Только такой комплексный (социально ответственный) подход может решить двуединую задачу нехватки кадров и формирования рынка потребностей в новых технологиях.


В статье использованы материалы: NanoNewsNet.ru


Средний балл: 8.0 (голосов 2)

 


Комментарии
Боюсь, что начинать придётся с ликбеза. В области обычного, не нано- образования...
Владимир Владимирович, 14 ноября 2008 16:54 
И, судя по ситуации, к сожалению, с ликбеза преподавателей
(И любопытно, что в картинке "целевого триплета" преподаватель помещен вне координат...)
Последнее замечание - смешное -
Единственное только скажу, я, как автор, подстраховался - на рисунке "Целевого Триплета" последней осью Х' является "Образование" - это как раз ось жизненного цикла подготовки преподавателей
Так что учиться нужно всем - тут уж не не прикроешься очками и мудреными речами.
Владимир Владимирович, 22 ноября 2008 14:04 
Однозначно!
Умные очки - на полку, и грызть гранит познаний с веселым аппетитным хрустом,
продираясь вперед(?) нанометр за нанометром по "последней оси Х"
Рулев Максим Игоревич, 18 декабря 2008 20:23 
чушь!
был бы способ начать воздействие на умы начиная с обычного образования

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Призмы
Призмы

Участие НТ-МДТ Cпектрум Инструментс в международной конференции ACNS’2019
Участие НТ-МДТ Cпектрум Инструментс в международной конференции ACNS’2019. Тезисы доклада Быкова В.А.

Пять медалей завоевали российские школьники на Международной физической олимпиаде
Стали известны итоги 50-й Международной физической олимпиады для школьников, которая проходила в Тель-Авиве (Израиль). Российская сборная завоевала в состязаниях 4 золотые и одну серебряную медаль.

Поступление в совместный российско-китайский Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
В июле 2019 года в МГУ имени М.В. Ломоносова проходит набор учащихся на программы МГУ, реализуемые в Университете МГУ-ППИ в Шэньчжэне. Поступление в совместный университет – это возможность учиться в самом быстроразвивающемся городе мира на русском языке у ведущих преподавателей МГУ по самым современным программам, получить образование мирового уровня и дипломы сразу двух университетов, овладев китайским языком. Для поступления в совместный университет не требуется владения китайским языком. Прием документов и экзамены проходят на территории МГУ. Абитуриенты имеют право поступать одновременно в МГУ имени М.В. Ломоносова и МГУ-ППИ в Шэньчжэне.

3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве
И.В.Яминский
Материалы лекции проф. МГУ, д.ф.-м.н., генерального директора Центра Перспективных технологий И.В.Яминского "3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве". 3D принтер, сканирующий зондовый микроскоп и фрезерный станок. Что общего между ними? Как конструировать их своими руками? Небольшой экскурс в практические нанотехнологии. Поучительная история о создании сканирующего туннельного микроскопа. От идеи до нобелевской премии за 5 лет. Взгляд в микромир – от атомов и молекул до живых клеток. Как взвесить массу одного атома? Вирусы и бактерии – наши друзья или враги? Медицинские приложения нанотехнологий – нанобиосенсоры для обнаружения биологических агентов.

Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники
В.А.Кецко
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. В сообщении даны материалы лекции д.х.н., в.н.с. ИОНХ РАН В.А.Кецко "Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники".

Лекции и семинары от ФНМ МГУ на Нанограде
Е.А.Гудилин
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. Ниже даны материалы лекций и семинаров представителя ФНМ МГУ проф., д.х.н. Е.А.Гудилина.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.