Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Нужны новые государственные образовательные стандарты

Ключевые слова:  мнение, общественный совет, ФГОС

Автор(ы): Н.Ф.Уваров

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

10 сентября 2008

Организованный недавно Общественный Совет по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий начинает свою деятельность, и я бы предложил тему для обсуждения, которая непосредственно связана деятельностью Совета. В настоящее время я читаю курс лекций по химии в НГТУ студентам, поступившим на радиотехнический факультет по направлению «Нанотехнология». Весь курс химии надо вписать в три семестра, поэтому он не так насыщен, как курсы, которые преподаются студентам обычных химических направлений. Первое впечатление от общения со студентами – они явно перегружены и не успевают освоить даже тот относительно скромный объем информации, который им приходится давать. Мне кажется, что государственный стандарт по направлению подготовки бакалавров 210600 «Нанотехнология» явно перегружен. Кроме традиционных физико-технических дисциплин, привычных для радиоэлектронщиков, там есть (в относительно большом объеме) химия, биология, экология и многое другое. Казалось бы, все правильно: студент должен знать больше. Но, увы, на практике все сложнее. Возможности студента ограничены, поэтому при расширении объема информации теряется глубина усвоения материала. Я согласен с точкой зрения профессора МГУ Е.В.Антипова, высказанной на прошлом заседании Совета. Он указал на то, что все специальные дисциплины, включая нанотехнологию, должны преподаваться на уровне магистратуры, а уровень бакалавра предусматривает получение только основных знаний в базовой области. Действительно, нанотехнологию в целом нельзя рассматривать как основное направление или дисциплину, так она использует понятийный аппарат и методы традиционных наук (физики, химии, биологии). Более того, согласно государственному стандарту, бакалавры , получившие диплом по направлению «нанотехнология» - это будущие специалисты лишь по техническим специальностям: радиотехнике, электронике, биомедицинской технике и автоматизации. Это очень узкое понимание нанотехнологии. Если разделы традиционных наук, занимающиеся изучением нанообъектов, условно назвать нанонауками, то существует целый ряд нанонаук (нанофизика, нанохимия, наноматериаловедение) и соответствующих нанотехнологий (наноэлектроника, химическое наноматериаловедение, супрамолекулярная химия, не удивлюсь, если в будущем появятся наномеханика и наномашиностроение). Поэтому, нанотехнологий может быть много и каждую из них можно рассматривать как новую специфическую область применения традиционной области знаний. Соответствующим образом должны быть составлены и государственные стандарты, обеспечивающие хорошую подготовку бакалавров в базовых областях (такие бакалавры будут всегда востребованы в первую очередь), и профессиональную специализированную подготовку магистров в любой (или нескольких) нанотехнологии ,- там где студент лучше ориентируется. Например, курс «химические нанотехнологии» может быть легче усвоен студентами химических факультетов, а «наноэлектроника» – физиками или радиотехниками. Резюме: нужны новые стандарты и члены совета должны над этим серьезно подумать.

Н.Ф.Уваров

Профессор НГТУ, доцент НГУ, ведущий научный сотрудник ИХТТМ СО РАН


В статье использованы материалы: Нанометр, НГУ


Средний балл: 8.5 (голосов 2)

 


Комментарии
Бонарцев Антон Павлович, 12 сентября 2008 15:44 
Мне кажется, что одним из прорывных идей НТ заключается в мульти- и междисциплионарности. Эту филосовскую основу нельзя ставить на задний план. Хотя, конечно, студентам-физикам понять, например, какие-нибудь биологические проблемы очень трудно. По-моему, необходимо очень тонко сбалансировать филосовский базис и специализированность различных областей НТ в образовательных курсах.
Гудилин Евгений Алексеевич, 13 сентября 2008 10:43 
Проблема со стандартами в том, что во ФГОС-3 сильно урезаются академические часы, а без них не реализовать практикумов, без которых немыслима подготовка естественнонаучников, но без которой (самостоятельная работа!!!) мог бы, вероятно, обойтись студент неестественных (гуманитарных) специальностей.
Палии Наталия, 26 сентября 2008 19:06 
По счастью, МГУ включен в список (состоящий из двух ВУЗов России), которым Указом Президента РФ от 09.09.2008
позволено "самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ". Но это и большая отвественность.
Евгений Алексеевич!
А где Вы видели ФГОС-3 по нанотехнологиям? На сайте Минобрнауки их нет.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Фуллереновая "акула" наномира
Фуллереновая "акула" наномира

Периодическую таблицу Менделеева опять улучшили: наночастицы пятивалентного плутония
Соединения шестивалентного плутония в щелочной среде могут привести к кристаллизации фазы (NH4)PuO2CO3, которая стабильна в течение нескольких месяцев и содержит пятивалентный плутоний. Получение новой фазы пятивалентного плутония фундаментально интересно и открывает новые возможности в разработке более эффективных технологий переработки радиоактивных отходов.

MAPPIC 2019. Второй день
15 октября 2019 года прошел второй день I Московской осенней международной конференции по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019). В сообщении приведены темы докладов и небольшой фоторепортаж.

MAPPIC 2019. Первый день
14 октября 2019 года успешно открылась I Московская осенняя международная конференция по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019). В сообщении приведены темы докладов и небольшой фоторепортаж.

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Как правильно заряжать аккумулятор?
Д. М. Иткис
Химик Даниил Иткис о том, как правильно заряжать аккумуляторы гаджетов и почему телефон выключается на холоде

Постлитийионные аккумуляторы
В. А. Кривченко
Физик Виктор Кривченко о перспективных видах аккумуляторов, фундаментальных проблемах в производстве литий-серных источников тока и преимуществах постлитийионных аккумуляторов

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.