Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Нужны новые государственные образовательные стандарты

Ключевые слова:  мнение, общественный совет, ФГОС

Автор(ы): Н.Ф.Уваров

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

10 сентября 2008

Организованный недавно Общественный Совет по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий начинает свою деятельность, и я бы предложил тему для обсуждения, которая непосредственно связана деятельностью Совета. В настоящее время я читаю курс лекций по химии в НГТУ студентам, поступившим на радиотехнический факультет по направлению «Нанотехнология». Весь курс химии надо вписать в три семестра, поэтому он не так насыщен, как курсы, которые преподаются студентам обычных химических направлений. Первое впечатление от общения со студентами – они явно перегружены и не успевают освоить даже тот относительно скромный объем информации, который им приходится давать. Мне кажется, что государственный стандарт по направлению подготовки бакалавров 210600 «Нанотехнология» явно перегружен. Кроме традиционных физико-технических дисциплин, привычных для радиоэлектронщиков, там есть (в относительно большом объеме) химия, биология, экология и многое другое. Казалось бы, все правильно: студент должен знать больше. Но, увы, на практике все сложнее. Возможности студента ограничены, поэтому при расширении объема информации теряется глубина усвоения материала. Я согласен с точкой зрения профессора МГУ Е.В.Антипова, высказанной на прошлом заседании Совета. Он указал на то, что все специальные дисциплины, включая нанотехнологию, должны преподаваться на уровне магистратуры, а уровень бакалавра предусматривает получение только основных знаний в базовой области. Действительно, нанотехнологию в целом нельзя рассматривать как основное направление или дисциплину, так она использует понятийный аппарат и методы традиционных наук (физики, химии, биологии). Более того, согласно государственному стандарту, бакалавры , получившие диплом по направлению «нанотехнология» - это будущие специалисты лишь по техническим специальностям: радиотехнике, электронике, биомедицинской технике и автоматизации. Это очень узкое понимание нанотехнологии. Если разделы традиционных наук, занимающиеся изучением нанообъектов, условно назвать нанонауками, то существует целый ряд нанонаук (нанофизика, нанохимия, наноматериаловедение) и соответствующих нанотехнологий (наноэлектроника, химическое наноматериаловедение, супрамолекулярная химия, не удивлюсь, если в будущем появятся наномеханика и наномашиностроение). Поэтому, нанотехнологий может быть много и каждую из них можно рассматривать как новую специфическую область применения традиционной области знаний. Соответствующим образом должны быть составлены и государственные стандарты, обеспечивающие хорошую подготовку бакалавров в базовых областях (такие бакалавры будут всегда востребованы в первую очередь), и профессиональную специализированную подготовку магистров в любой (или нескольких) нанотехнологии ,- там где студент лучше ориентируется. Например, курс «химические нанотехнологии» может быть легче усвоен студентами химических факультетов, а «наноэлектроника» – физиками или радиотехниками. Резюме: нужны новые стандарты и члены совета должны над этим серьезно подумать.

Н.Ф.Уваров

Профессор НГТУ, доцент НГУ, ведущий научный сотрудник ИХТТМ СО РАН


В статье использованы материалы: Нанометр, НГУ


Средний балл: 8.5 (голосов 2)

 


Комментарии
Бонарцев Антон Павлович, 12 сентября 2008 15:44 
Мне кажется, что одним из прорывных идей НТ заключается в мульти- и междисциплионарности. Эту филосовскую основу нельзя ставить на задний план. Хотя, конечно, студентам-физикам понять, например, какие-нибудь биологические проблемы очень трудно. По-моему, необходимо очень тонко сбалансировать филосовский базис и специализированность различных областей НТ в образовательных курсах.
Гудилин Евгений Алексеевич, 13 сентября 2008 10:43 
Проблема со стандартами в том, что во ФГОС-3 сильно урезаются академические часы, а без них не реализовать практикумов, без которых немыслима подготовка естественнонаучников, но без которой (самостоятельная работа!!!) мог бы, вероятно, обойтись студент неестественных (гуманитарных) специальностей.
Палии Наталия, 26 сентября 2008 19:06 
По счастью, МГУ включен в список (состоящий из двух ВУЗов России), которым Указом Президента РФ от 09.09.2008
позволено "самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ". Но это и большая отвественность.
Евгений Алексеевич!
А где Вы видели ФГОС-3 по нанотехнологиям? На сайте Минобрнауки их нет.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Проба пера
Проба пера

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.