Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Нужны новые государственные образовательные стандарты

Ключевые слова:  мнение, общественный совет, ФГОС

Автор(ы): Н.Ф.Уваров

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

10 сентября 2008

Организованный недавно Общественный Совет по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий начинает свою деятельность, и я бы предложил тему для обсуждения, которая непосредственно связана деятельностью Совета. В настоящее время я читаю курс лекций по химии в НГТУ студентам, поступившим на радиотехнический факультет по направлению «Нанотехнология». Весь курс химии надо вписать в три семестра, поэтому он не так насыщен, как курсы, которые преподаются студентам обычных химических направлений. Первое впечатление от общения со студентами – они явно перегружены и не успевают освоить даже тот относительно скромный объем информации, который им приходится давать. Мне кажется, что государственный стандарт по направлению подготовки бакалавров 210600 «Нанотехнология» явно перегружен. Кроме традиционных физико-технических дисциплин, привычных для радиоэлектронщиков, там есть (в относительно большом объеме) химия, биология, экология и многое другое. Казалось бы, все правильно: студент должен знать больше. Но, увы, на практике все сложнее. Возможности студента ограничены, поэтому при расширении объема информации теряется глубина усвоения материала. Я согласен с точкой зрения профессора МГУ Е.В.Антипова, высказанной на прошлом заседании Совета. Он указал на то, что все специальные дисциплины, включая нанотехнологию, должны преподаваться на уровне магистратуры, а уровень бакалавра предусматривает получение только основных знаний в базовой области. Действительно, нанотехнологию в целом нельзя рассматривать как основное направление или дисциплину, так она использует понятийный аппарат и методы традиционных наук (физики, химии, биологии). Более того, согласно государственному стандарту, бакалавры , получившие диплом по направлению «нанотехнология» - это будущие специалисты лишь по техническим специальностям: радиотехнике, электронике, биомедицинской технике и автоматизации. Это очень узкое понимание нанотехнологии. Если разделы традиционных наук, занимающиеся изучением нанообъектов, условно назвать нанонауками, то существует целый ряд нанонаук (нанофизика, нанохимия, наноматериаловедение) и соответствующих нанотехнологий (наноэлектроника, химическое наноматериаловедение, супрамолекулярная химия, не удивлюсь, если в будущем появятся наномеханика и наномашиностроение). Поэтому, нанотехнологий может быть много и каждую из них можно рассматривать как новую специфическую область применения традиционной области знаний. Соответствующим образом должны быть составлены и государственные стандарты, обеспечивающие хорошую подготовку бакалавров в базовых областях (такие бакалавры будут всегда востребованы в первую очередь), и профессиональную специализированную подготовку магистров в любой (или нескольких) нанотехнологии ,- там где студент лучше ориентируется. Например, курс «химические нанотехнологии» может быть легче усвоен студентами химических факультетов, а «наноэлектроника» – физиками или радиотехниками. Резюме: нужны новые стандарты и члены совета должны над этим серьезно подумать.

Н.Ф.Уваров

Профессор НГТУ, доцент НГУ, ведущий научный сотрудник ИХТТМ СО РАН


В статье использованы материалы: Нанометр, НГУ


Средний балл: 8.5 (голосов 2)

 


Комментарии
Бонарцев Антон Павлович, 12 сентября 2008 15:44 
Мне кажется, что одним из прорывных идей НТ заключается в мульти- и междисциплионарности. Эту филосовскую основу нельзя ставить на задний план. Хотя, конечно, студентам-физикам понять, например, какие-нибудь биологические проблемы очень трудно. По-моему, необходимо очень тонко сбалансировать филосовский базис и специализированность различных областей НТ в образовательных курсах.
Гудилин Евгений Алексеевич, 13 сентября 2008 10:43 
Проблема со стандартами в том, что во ФГОС-3 сильно урезаются академические часы, а без них не реализовать практикумов, без которых немыслима подготовка естественнонаучников, но без которой (самостоятельная работа!!!) мог бы, вероятно, обойтись студент неестественных (гуманитарных) специальностей.
Палии Наталия, 26 сентября 2008 19:06 
По счастью, МГУ включен в список (состоящий из двух ВУЗов России), которым Указом Президента РФ от 09.09.2008
позволено "самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ". Но это и большая отвественность.
Евгений Алексеевич!
А где Вы видели ФГОС-3 по нанотехнологиям? На сайте Минобрнауки их нет.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Бутылочка от Максена
Бутылочка от Максена

Интервью с участниками, авторами задач и организаторами XIII Олимпиады
Предлагаем ознакомиться с подборкой видеороликов - миниинтервью, взятых в течение очного тура XIII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям "Нанотехнологии - прорыв в будущее!" (25 - 30 марта 2019 года).

Неделя Олега Лосева
Портал RSCI.RU и инициаторы проведения "Недель Олега Лосева" приглашают все вузы и факультеты физико-технологического и радиоэлектронного профиля к участию в первой Неделе Олега Лосева в Рунете, посвященной Олегу Владимировичу Лосеву - признанному пионеру полупроводниковой электроники и оптоэлектроники.

Магистратура Московского университета по химической технологии
Химический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова объявляет о приеме в магистратуру "Химическая технология" для подготовки специалистов в области полимерных композиционных материалов, углеродных материалов, защитных покрытий.

Интервью с Константином Козловым - абсолютным победителем XIII Наноолимпиады
Семенова Анна Александровна
Школьник 11 класса Константин Козлов (г. Москва) стал абсолютным победителем Олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее!" 2018/2019 по комплексу предметов "физика, химия, математика, биология". О своих впечатлениях, увлечениях и немного о планах на будущее Константин поделился с нами в интервью.

Микроэлементарно, Ватсон: как микроэлементы действуют на организм
Алексей Тиньков
Как на нас воздействуют кадмий, ртуть, цинк, медь и другие элементы таблицы Менделеева рассказал сотрудник кафедры медицинской элементологии РУДН Алексей Тиньков в интервью Indicator.Ru

Зимняя научная конференция студентов 4 курса ФНМ МГУ 22-23 января 2019 г.
Сафронова Т.В.
Настоящий сборник содержит тезисы докладов зимней научной студенческой конференции студентов 4-го курса ФНМ

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.