Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /nano-data/main/resources.obj.php:5902) in /nano-data/main/resources.obj.php on line 5089
Проекты школьников по нанотехнологиям отмечены премиями
Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Призёры школьной олимпиады "Шаг в будущее" (Москва, 2008), выполнившие лучшие работы в области нанотехнологий.
Занятия в школьной нанотехнологической лаборатории кафедры ИУ4 МГТУ им. Н.Э. Баумана
Руководитель школьной нанотехнологической лаборатории, студент 2-го курса кафедры ИУ4, Е.Кульгашев

Проекты школьников по нанотехнологиям отмечены премиями

Ключевые слова:  довузовское нанообразование

Опубликовал(а):  Богданов Константин Юрьевич

25 апреля 2008

Начиная с 1998 года в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана ежегодно проводится научная олимпиада школьников «Шаг в будущее, Москва», организаторами которой являются Правительство Москвы, МГТУ им. Н.Э.Баумана, Департамент образования города Москвы, при поддержке ОАО «АФК Система», ОАО «МТС», ММПП «Салют», «Авиакосмофонд» и др. высокотехнологичных компаний.

В этом году специальным призом «Нанотехнологии будущего», учреждённым ОАО "АФК Система", были отмечены следующие пять лучших проектов школьников в области нанотехнологий:

  • Волкова Яна Борисовна (ВФМШ при МГТУ им.Н.Э.Баумана, 11 класс, за работу "Исследование поверхностных структур пленок лакокрасочных веществ и их растворителей", научный руководитель: Кульгашев Евгений Владимирович, СКБ "Наносистемы" МГТУ им.Н.Э.Баумана );
  • Соломахо Кирилл Георгиевич (ФМЛ 1840, 11 класс, за работу "Автоматизированная система управления разностью хода лучей в интерферометре безлинзового цифрового микроскопа", научный руководитель: Каленков Сергей Геннадьевич, заведующий кафедрой "Физика" МГТУ МАМИ, проф., д.ф.-м.н.);
  • Шипич Станислав Драгович(СШ №430, 11 класс, за работу «Вакуумные процессы и оборудование для нанесения тонких пленок в нанотехнологиях», научный руководитель: Панфилов Юрий Васильевич, зав. кафедрой МТ11 МГТУ им.Н.Э.Баумана, проф., д.т.н.).
  • Воронов Василий Денисович (Гимназия №1534, 11 класс, за работу «Наноструктурированные упрочняющие материалы и покрытия», научный руководитель: Панфилов Юрий Васильевич, зав. кафедрой МТ11 МГТУ им.Н.Э.Баумана, проф., д.т.н.).
  • Артемьев Игорь Борисович(СШ 1203, 7 класс, за работу "Автоматизация процесса проведения медицинских анализов, проводимых при помощи визуальных методов", научный руководитель: Жданова Галина Павловна, учитель биологии средней школы № 1203).

Победители олимпиады «Шаг в будущее, Москва» получили рекомендацию для зачисления в МГТУ им.Н.Э.Баумана.

Появление работ по нанотехнологиям на школьной научной конференции оказалось возможным благодаря реализуемой в МГТУ им.Н.Э.Баумана программе развития школьных научных лабораторий при кафедрах университета. В течение года школьники из различных школ г.Москвы и Подмосковья имеют возможность проходить обучение в данных лабораториях, участвовать в экспериментах и реализовывать свои научные проекты используя ресурсы лабораторий кафедр университета.

С 2006 года в МГТУ им.Н.Э.Баумана работает школьная нанотехнологическаянаучно-исследовательская лаборатория кафедры «Проектирование и технология производства ЭС» (ИУ4), инициатива создания которой принадлежала студентам кафедры – преподавателям Вечерней физико-математической школы при МГТУ им.Н.Э.Баумана (http://www.physmath.bmstu.ru/).

Программа обучения в школьной нанотехнологической лаборатории МГТУ им.Н.Э.Баумана представляет собой обучение группы школьников (максимум 10 человек) по специальной программе, предполагающей углубленную подготовку по основам нанотехнологий. Образовательная программа школьников рассчитана на несколько семестров: один учебный семестр и несколько исследовательских.

В первом учебном семестре школьники проходят теоретический курс «Основы нанотехнологий», цель которого показать тесную связь нанотехнологий с классическими естественнонаучными дисциплинами: физикой, химией, биологией, математикой. Кроме того, учащиеся проводят несколько лабораторных работ с использованием сканирующей зондовой микроскопии (СЗМ) :

  • «Подготовка и проведение СЗМ эксперимента»,
  • «Визуализация наноструктур с помощью СЗМ»,
  • «Обработка и количественный анализ СЗМ изображений»,
  • «Химические технологии изготовления зондов и влияние их характеристик на результаты сканирования» и др.

Исследовательские семестры целиком посвящены подготовке и выполнению собственных научных проектов школьников по выбранной тематике.

Школьная нанотехнологическая лабораторияукомплектована современным оборудованием. Первые свои шаги по исследованию наномира школьники делают на оборудовании фирмы NT-MDT - (СЗМ) «Nanoeducator», сканирующем туннельном микроскопе «УМКА» (Концерн "Наноиндустрия") и оптических микроскопах Intel. Для выполнения исследовательской части проектов в распоряжении школьников научно-исследовательский сканирующий зондовый микроскоп SOLVER PRO (NT-MDT), сканирующий спектроэллипсометр «ЭЛЬФ» (Концерн «Наноиндустрия»), предназначенный для измерения толщины тонких пленок и многослойных пленочных структур, измерения спектров оптических постоянных и диэлектрических свойств материалов, анализа состояния поверхности и структуры тонких поверхностных слоев и др. аналитическое оборудование.

За прошедшие два года с момента основания школьной нанотехнологической лаборатории в ней прошли обучение учащиеся лицеев и ВФМШ при МГТУ им.Н.Э.Баумана, 1580, 1581, 1586, школ № 1203, 1840, 364 и др. Принять участие в работе школьной нанотехнологической лаборатории (http://nanotech.iu4.bmstu.ru), может любой желающий.

Школьники получили возможность не только реализовать свой научный проект в области нанотехнологий с использованием самого современного оборудования, но ближе познакомиться с тематикой кафедральных исследований, направлениями подготовки, что позволит им сделать более осознанный выбор будущей специальности. Работа нанотехнологической лаборатории помогает профильной подготовке абитуриентов.

В МГТУ планируется дальнейшее развитие программ нанотехнологического образования школьников, создание спец. курсов: «Нанотехнологии в физике», «Нанотехнологии в химии», «Нанотехнологии в биологии», «Математические методы моделирования наносистем» и т.п. Способствует этому поддержка высокотехнологичных компаний России.


Источник:



Комментарии
Вот это круто! В мои школьные годы о таком нельзя было и мечтать...
Константин Юрьевич! Спасибо Вам за добрые известия на фронте воспитание научных резервов. И Вам желаю дальнейших успехов в этом направлении.

Алексей Борисович! Ваш интерес к этой проблеме тоже считаю многообещающим. Учитывая Ваши научные достижения, обращаю Ваше внимание на необходимость научного руководства работой школьников. Хочу пожелать и Вам успехов в этом направлении.
AI, 26 апреля 2008 13:46 
Презентации ряда проектов с олимпиады тут: http://iu4.b...8/index.htm .
Было бы интересно услышать критику от уважаемых коллег, а то с выбором тематики проектов реальные трудности :)
Соколов Петр Сергеевич, 26 апреля 2008 16:54 
что то у меня ссылка не открывается(
Эх, как бы хотелось принять участие в подобных программах!
Вот что нам делать, белорусам?
AI, 08 мая 2008 22:25 
Да у вас вроде все круче, чем у нас на порядок. Были у вас на электронных заводах, просто фантастика. А если есть желание, то скоро мы запустим свою он лайн лабу с доступом по инету и если кто-то найдется у вас (кто будет на месте организовывать ребят) , то доступ к железу постараемся сделать.
А что же делать провинциалам?

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Лабиринт
Лабиринт

Опубликован механизм знаменитой реакции Зелинского. Получение бензола из ацетилена с помощью автокаталитического каскада на углеродных наночастицах
Российские исследователи показали, что карбеновые центры на зигзагообразных краях графеновых структур могут представлять собой альтернативную платформу для создания эффективных каталитических систем. В частности впервые был представлен механизм реакции Зелинского: тримеризации ацетилена с образованием такого важного продукта как бензол.

Подводятся итоги творческого конкурса «ЮниКвант»
На конкурс «ЮниКвант» для участия в профильной смене по био- и нанотехнологиям в ВДЦ «Океан» поступило более 100 заявок.

Круги на нано-полях
Тысяча SEM-микрофотографий иллюстрируют эффект упорядочивания наночастиц палладия на углеродной подложке. В журнале Scientific Data опубликована новая статья Ananikovlab.ru, в которой визуализируется и обсуждается этот уникальный эффект упорядочения.

2019-nCoV: очередной коронованный убийца?
Анна Петренко
В статье рассказывается о коронавирусе 2019-nCoV — что мы знаем сегодня. А ведущие международные научные издательства предоставляют бесплатный доступ к новым статьям, посвященных изучению коронавируса

Дышать свободно: как воздухоочистители борются с вирусами
Ростех
В перечне помощников в борьбе с вирусом COVID-2019 – также воздухоочистители. Речь идет о системах очистки воздуха, которые работают на основе фотокатализа. Их фильтры способны справиться с 99% бактерий и вирусов, в том числе могут стать действенным способом борьбы со злополучным COVID-2019.

Зимняя научная конференция студентов 4 курса ФНМ МГУ 22-23 января 2020 г.
Сафронова Т.В.
Настоящий сборник содержит тезисы докладов зимней научной студенческой конференции студентов 4-го курса ФНМ

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.