Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Академик В.М.Бузник (фото с официального сайта РАН www.ras.ru)
Ректор МГУ им.М.В.Ломоносова академик В.А.Садовничий вручает красные дипломы
Внешний вид Актового Зала МГУ
До награждения "красными дипломами"
Без комментариев
Группа бакалавров ФНМ МГУ, в тяжелой учебе завоевашая себе "красные дипломы" МГУ (слева направо: Д.В.Вохмянина, Е.С.Веряева, на бронзовом пьедестале - В.В.Уточникова, Н.А.Саполетова, Н.А.Вавилова, Д.М.Цымбаренко). "Красные дипломы" получили 8 человек (набор на 1 курс ФНМ - 25 человек).

5:0 или 4+2? Интервью академика В.М.Бузника о двухуровневой системе образования (на примере ФНМ МГУ)

Ключевые слова:  бакалавры, интервью, факультет наук о материалах

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

14 июля 2007

Для справки: Вячеслав Михайлович Бузник (род. 26 апреля 1945 г.) - член-корреспондент РАН c 31.03.1994, академик РАН c 29.05.1997 (отделение химии и наук о материалах). Автор более двухсот статей в международных и российских журналах, в том числе 3 монографий, 10 патентов. Специалист в области физической химии неорганических материалов, ядерно-спектральных методов исследования. Ведёт исследования по вопросам внедрения научных разработок, устойчивому развитию. На ФНМ МГУ читает один из самых популярных среди студентов спецкурсов, «Управление инновационным процессом» и возглавляет ГАК (бакалавры).

 

 

С академиком В.М.Бузником беседует сотрудница лаборатории неорганических материалов кафедры неорганической химии химического факультета МГУ Т.В.Сафронова.

 

 

Каковы Ваши впечатления о прошедших защитах бакалаврских работ на ФНМ?

 

 

- Бакалавриат – новинка в отечественной образовательной системе и трудно давать ей оценку, не имея четкого представления, для чего она вводится, и какими должны быть индикаторы её эффективности. Что касается защищенных работ, то, лично на меня, они произвели хорошее впечатление - выгодно смотрятся в сравнении с работами, защищаемыми в других университетах, но так и должно быть, поскольку МГУ претендует на звание первого университета страны. В ряде случаев работы выглядели слабее, чем дипломные работы специалистов, защищавшихся на ФНМ в предыдущие годы. Но надо помнить, что срок обучения и научная деятельность студентов-бакалавров на полтора года меньше, и это последние годы, когда полученный запас знаний и приобретенных навыков студентов особенно интенсивно переходят из количества в качество.

 

 

Как Вы оцениваете уровень представленных работ?

 

 

- На хорошо и отлично, что выразилось в оценках, выставленных Государственной Аттестационной Комиссией. Моя точка зрения, в большинстве случаев, совпадает с оценками комиссии. Защита выявила как позитивные стороны подготовки бакалавров, так и некоторые пробелы. Из негатива следует отметить низкую культуру обработки экспериментальных исследований, в большинстве работ даже не приведены ошибки измерения. Естественно, это уменьшает достоверность и доказательность исследований и выводов, вытекающих из них. Можно отметить и другой факт - студенты, используя результаты полученный целой командой, зачастую представляют их как собственные. В научном сообществе есть определенная этика и ей нужно обучать студентов, как в учебных аудиториях (чтением соответствующих курсов) так и в лабораториях (примером старших товарищей). Характер работ и описание научных исследований существенно зависит от того, где выполнялась работа. Для студентов, проводивших исследования на кафедрах университета, характерен комплексный подход с привлечением широкого набора экспериментальных методов. Для работ проводившихся в стенах академических институтов, свойственен более узкий, но более углубленный подход. Появились первые работы, выполнявшиеся совместно с факультетом фундаментальной медицины, они выглядят непривычно, прежде всего, из-за новизны, но перспективны в практическом значении.

 

 

Считаете ли существующую систему оценок дипломных работ совершенной? справедливой?

 

 

- Всякая система оценок творческого труда несовершенна и неисчерпаема в усовершенствовании. В нашем конкретном случае, подсчет баллов таков, что позиции одного члена комиссии могут заметно повлиять на результирующую оценку, тем самым субъективизм может сыграть определенную роль. Мой личный опыт говорит о том, что цифры балов должны сочетаться с мнением экспертов. Но думаю, что студенты, не удовлетворенные полученной оценкой, должны искать причины в своей работе и недостатках представления результатов, а не довольствоваться оправданием несовершенства оценочной системы. В жизни будет много разных систем оценок, и в большинстве случаев не справедливых, если тратить силы не на совершенствовании работы, а на изменение правил оценок, то креативный результат будет низким как для науки, так и конкретного исследователя.

 

 

Какая дипломная работа произвела на Вас самое сильное впечатление?

 

 

-Комиссия выделила три работы, но единодушно была поддержка работа Д.М. Цымбаренко «Синтез и исследование разнолигандных комплексов калия с кислород- и азот- донорными лигандами». Мне работа понравилась комплексностью: в ней был не только синтез новых соединений, их экспериментальное исследование набором методов, но и теоретическая, на хорошем квантово - химическом уровне, интерпретация. Студент продемонстрировал, что у него есть голова, хорошие руки и он «попал в хорошие руки», имеется в виду хороший руководитель (профессор А.Р.Кауль, доц. И.Е.Корсаков).

 

 

Ваше мнение о двухуровневом образовании? В чем, на Ваш взгляд, его преимущество и недостатки по сравнению с традиционным образованием, давашим квалификацию "специалиста"?

 

 

- Я приверженец классической подготовки, практиковавшейся долгие годы в стране, проверенной жизнью в России, и эффективной деятельностью наших выпускников за рубежом. Спорить о достоинствах и недостатках нововведении следует во время обсуждения проектов, а сейчас: «ребенок родился» и с ним надо работать. Видимым на данном этапе достоинством является то, что защита бакалавра – хорошая генеральная репетиция перед полноценной защитой магистра. У ребят есть возможность понять и исправить свои недостатки в будущем. С другой стороны, люди, не желающие или не могущие учиться дальше, могут попытаться найти себе применение в обществе с уже имеющимся багажом.

 

 

Хотел бы пожелать всем новоиспеченным бакалаврам дальнейших творческих успехов на исследовательской ниве и продолжения учебы в стенах факультета.

 

 

P.S. 14 июля 2007 г. выпуск бакалавров был зачислен в магистратуру по магистерской программе «Химия, физика и механика материалов».

 

Темы защищавшихся работ:

Баранова О.В.  «Получение и исследование физико-механических и термических свойств непрерывных базальтовых волокон»

Батук Д.Н. «Сорбция U(VI) на диоксиде кремния мезопористого строения»

Вавилова Н.А. «Разработка микроэлектродов для определения пероксида водорода на основе коррозионно-нестойких металлов»

Веряева Е.С. «Термодинамические свойства фаз и фазовые равновесия в системах RE-Mn-O (RE=Dy, Ho)»

Вохмянина Д.В. «Новый метод определения антиоксидантной активности в пищевых продуктах»

Гаврилов А.И. «Синтез и исследование наноструктур на основе диоксида титана»

Грошева А.А. «Возможности метода ДСК для изучения термодинамических свойств пивалатов самария и гадолиния»

Есин Н.В. «Исследование газовой проницаемости мембран пористого оксида алюминия»

Ефремова М.М. «Нанофаза воды в системах на основе наноалмаза»

Кульбакин И.В. «Синтез и изучение свойств новых слоистых оксогалогенидов висмута»

Кушнир С.Е. «Синтез магнеторезистивных стеклокерамических композитов на основе (La,Sr)MnO3»

Ляпина О.А. «Синтез нанотетраподов ZnO»

Саполетова Н.А. «Получение металлических инвертированных фотонных кристаллов»

Уточникова В.В. «Газофазный синтез нелетучих координационных соединений РЗЭ(III) как метод осаждения тонких пленок люминесцентных материалов»

Хохлов П.Е. «Синтез и свойства люминисцентных фотонных кристаллов»

Цымбаренко Д.М. «Синтез и исследование разнолигандных комплексов калия с кислород- и азот- донорными лигандами»

 

 


Источник: Нанометр



Комментарии
гос-во предоставляет 2 отсрочки от армии, первую молодой человек использует когда идет непосредственно в ВУЗ, а вторую при переходе с бакалавра в магистратуру. А если юныш решит идти в аспирантуру, то извольте, годик обучения на оператора штыковой лопаты а потом на все четыре стороны!!!
Сокраментальный вопрос: "Что делать?"
А статья хороша, всегда приятно слушать ооочень умного человека)
на счёт армии могу сказать только одно: в России пока гром не грянет-мужик не перекреститься, так что давайте дождёмся того момента, когда аспирантов начнут забирать в армию и посмотрим, что в этой связи будет делать как наше "любимое" правительство, так и МГУ в целом и факультет в частности...
Господа! Вы оба далеки от реальной действительности! В армии не звери служат, а офицеры причем на 90% все они имеет высшие курсы офицеров в академии генштаба! Поэтому, если человек хочет обучаться, то и в армии ему ни кто не будет мешать! Я сам лично после института пошел служит в армию, в течении этого года я сдал кандидатские экзамены по английскому языку и философии. А после окончания службы был зачислен в запас и поступил в аспирантуру. В те годы профессор Баурин В.Д. сказал, что если у человека есть голова на плечах, то с ним не одна система ничего сделать не сможет и уж тем более он не сможет забыть все то чему его учили 5 лет.
Виктор Алексеевич, не в той какой-то вы армии служили... Я служил после универа офицером, и при этом как-то не имел вожможности сдавать экзамены, служившие у нас срочники - тем более. И более того, если у срочника (не блатного) появится время для английского и философии - это будет (на всех уровнях) расценено как явная недоработка начальства от офицеров до авторитеов из своих (у нас срочники были одного года и традиционных стариков не было). Офицеров, окончивших академию генштаба у нас (отдельный батальон РХБЗ) не было вообще, был капитан (1-й замкомбата и, кстати, сын бывшего начхима округа) мечтавший поступить в академию РХБЗ но не имевший пока необходимой рекомендации. Ак. ГШ закончили во всем корпусе (а это все войска (за исключением погранцов) на территории Сахалинской области) 2 человека (комкор и начштаба).
Александр Валерьевич поверьте никакого отношения к "блатным" я не имею. Учил предметы английский и философию по ночам! О какой недоработки идет речь? Это личное время военнослужащего. А когда пришла пора сдавать экзамены пошел в увольнительную так как такой вид поощрения существует в ВС РФ за отличную боевую подготовку в ходе проведения плановых учений. Хотя не скрою, что у нас были ребята, которые даже в институт могли поступить во время службы.
P.S. По поводу образования офицеров, может цифра завышена суть не в цифрах, а в том, что любой из офицеров имеет высшее образование, а значит и нет ни каких препятствий причислять рядового, окончившего высшее учебное заведение к идиотам или как вы выразились к блатным!
P.S.S. Немного истории, в годы Второй Мировой Войны, некоторые ученые и в концлагере наукой занимались. Если человек "влюблен" в науку, не одна система не сможет его сломать!
Виктор Алексеевич при всем уважении к вам слова "все они имеет высшие курсы офицеров в академии генштаба" это похоже на популистскую пропаганду! Мой отец кадровый офицер, и я сам 16 лет прожил в закрытом военном городке на другом конце материка. Поверьте что я ету систему знаю изнутри!!!! У офицеров даже поговорка есть "чем бы солдат не занимался лиж бы он задолбался" А на счет того что целеустремленный человек всего добьется какие бы препятствия не были верю сам) вы молодец !
Виктор Алексеевич, логика вполне простая - если у солдата отались силы учиться по ночам, значит днем он был недостаточно за...(нят). И виноваты в этом кто? Начальники, конечно. Говоря о блатных, я ни в коем разе не имел ввиду солдат с высшим образованием, что вы... Но у нас служили 2 сына друзей семьи начхима корпуса. Один (сын месного авторитета) вообще домой по ночам сваливал (срочник!) на личной машине, второму как раз давали (по загрузке днем) возможность учиться (заочно, в местном педе, на историка).
Уважаемые господа! Я лишь привел личный пример для молодежи, что армию не надо бояться! Но лично я против отмены отсрочки для аспирантов. Так как после окончания магистратуры у многих студентов очень хорошие работы, а отстранить магистранта от научной работы на год значит совершить преступление. Так как вся наука уйдет на год вперед, что в нашей современной жизни огромный срок!
Trusov L., 15 июля 2007 19:42 
армия должна быть такой, чтоб там хотелось служить )))
Лев, сильнее всего хочется служить в армии когда "враг бешеный на нас пошел войной"(С), вот только давай не будем утвердать, что это та ситуация, которая должна быть... А в нормальное время всегда есть люди, которые не хотят служить ни в какой армии, и есть, которые хотят идти даже в сегодняшнюю российскую (и даже на срочную).
Товарищи! Давайте оставим армию в покое!
Жень, а сегодняшней России проблемы армии и перехода на двухуровневую системы высшего образования (преимуществ которой (кроме сомнительной экономии госбюджета) я пока не слшал ни от кого (не принимать же всерьез, например, ту ..., которую Антипов на кадре недавно нес, а у Бузника в данном интервью аргументы сводятся к "расслабьтесь и получите удовольствие")) связаны весьма тесно.
М-да...мнения разделились...;)
****
{Прошу прощения - остальное удалено редактором как высказывания, оскорбляющие достоинство третьих лиц. Большая просьба быть вежливым}
ну зачем же так...не для кого я надеюсь сказанное мной не секрет...как хотите...это моё личное мнение...я там даже извинился, если кого мои слова задели...
P.P.S.
"14 июля 2007 г. выпуск бакалавров был зачислен в магистратуру по магистерской программе «Химия, физика и механика материалов»." - По магистерской программе "Химия"
Трусов Л. А., 16 марта 2009 23:07 
о, я тоже учился 5.5 лет на материаловеда-исследователя, а потом магическим образом мне дали диплом химика. и какой из меня химик? обидно немножко.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Рыба фугу
Рыба фугу

Светодиодные технологии и оптоэлектроника: магистратура на стыке образования и индустрии
Открыт набор на первую в России индустриальную программу «Светодиодные технологии и оптоэлектроника» Университета ИТМО

Международная онлайн-дискуссия «Квант будущего»
Фонд Росконгресс, Госкорпорация «Росатом», Российский квантовый центр и научно-популярное издание N+1 завершают серию международных онлайн-дискуссий «Квант будущего», где лидеры индустрии и ведущие мировые ученые обсуждают, как квантовые технологии уже изменили наш мир, и с какими вызовами помогут справиться в будущем.
Заключительная дискуссия «Квантовая революция: профессии будущего и трансформация образования» состоится 8 июля в 17:00 по московскому времени.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Супергибридный материал для хранения водорода. Двумерная соль. Существование виртуальных мультиферроиков подтверждено. Чёрные бабочки. Служение науке и немного поэзии.

Академия - университетам
Е.А.Гудилин, Ю.Г.Горбунова, С.Н.Калмыков
Российская Академия Наук и Московский университет во время пандемии реализовали пилотную часть проекта "Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии". За летний период планируется провести работу по подключению к проекту новых ВУЗов, институтов РАН, профессоров РАН, а также по взаимодействию с новыми уникальными лекторами для развития структурированного сетевого образовательного проекта "Академия - университетам".

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2020
Коллектив авторов
Защиты выпускных квалификационных работ (квалификация – бакалавр материаловедения) по направлению 04.03.02 - «химия, физика и механика материалов» на Факультете наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова состоятся 16, 17, 18 и 19 июня 2020 г.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2020 году
коллектив авторов
2 - 5 июня пройдут защиты магистерских диссертаций выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.