Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Профессор ФНМ, куратор цикла "Механика" В.Н.Кузнецов (слева), профессор ФНМ, куратор цикла "Физика" Е.П.Скипетров (в центре), а также куратор 2 курса, ассистент Д.Д.Зайцев
Заместитель декана физического факультета МГУ, заместитель Директора РНЦ "Курчатовский институт", заведующий кафедрой физики наноструктур МГУ, профессор П.Е.Кашкаров (слева) и член Ученого Совета ФНМ, заместитель председателя диссертационного совета ФНМ, заведующий кафедрой низких температур физического факультета МГУ, профессор А.Н.Васильев (справа)
Замечательные студенты ФНМ
Прародитель рейтинговой системы ФНМ МГУ, куратор цикла "Математика", профессор Е.В.Майков (сидит), общественный фотограф, студент 4 курса ФНМ Д.А.Семененко (стоит в зеленой рубашке, с фотоаппаратом и с летней прической)
Просто Д.Дирин. О нем подробно - в предыдущем репортаже (очевидно, студент ФНМ).
Профессор ФНМ Ю.М.Коренев, бессменный председатель Приемной комиссии и строгий преподаватель по неорганической химии и фазовым диаграммам
Е.А.Смирнов. Без комментариев. Почитайте предыдущие репортажи.
Профессор ФНМ Ю.М.Коренев и гости
Легенда ФНМ, заведующий лабораторией координационных соединений химического факультета МГУ, профессор А.Р.Кауль
Слева-направо: девушка-гостья, аспирантка ФНМ М.Чернышева (любительница углеродных нанотрубок) и к.х.н., руководитель рабочей группы инновационного образовательного проекта ФНМ Е.А.Киселева (тоже работает с ОУНТ).
Академик В.М.Бузник, профессор ФНМ, лектор курса "Управление инновационными процессами"
М.Гордей (Белоруссия), А.Поляков (СУНЦ), а также сопровождающие персоны за празничным столом
К.Малютин, А.Семенова, А.Савостьянова, Е.Степанов, А.Семенова, А.Набиуллин готовятся к праздничному чаепитию
И.В.Гольдт (Самсунг, слева) разделяет удовольствие праздничного чаепития с Е.Евтушенко (задний ряд), супругой К.Малютина, родителями призеров и Д.Дириным (ФНМ МГУ)
Лирическое отступление: только что торжественно награжденные красными дипломами бакалавры ФНМ МГУ в фойе перед Актовым залом ДК (ГЗ) МГУ.
Ф.Напольский (ФНМ МГУ, справа) объясняет Т.Ящук (ФНМ МГУ, слева), как снимать фотоаппаратом.
Даниил Михайлович Иткис (ФНМ МГУ)
В центре - профессор Б.Р.Чурагулов, за ним - профессор А.В.Шевельков (член Ученого Совета ФНМ МГУ, куратор цикла "Химия")

Три буквы, которые "ФНМ"

Ключевые слова:  Интернет-олимпиада, факультет наук о материалах, Фоторепортаж

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

03 июля 2007

В третьей части фоторепортажа о закрытии Интернет-олимпиады по нанотехнологиям приведены фотографии чаепития на факультете наук о материалах, студенты, аспиранты и преподаватели которого принимали самое активное участие в организации и проведении Олимпиады. Чтобы не было скучно рассматривать фотографии, ниже приводится текст интервью, которое дал Декан ФНМ МГУ академик Юрий Дмитриевич Третьяков газете «Московский Университет» незадолго до закрытия олимпиады.

«Нанотехнологический бум». Жизнь ФНМ МГУ

Участие различных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова в нашумевшем инновационном образовательном проекте (ИОП) уже привело к разработке новых образовательных программ, повышению технической оснащенности, развитию исследовательской составляющей учебного процесса. Все это, конечно, прекрасно, а главное красиво и убедительно звучит. Тем не менее, полноценная реализация проекта «Формирование системы инновационного образования в МГУ» требует претворения в жизнь новых идей, которые носят прикладной или образовательный характер. Все это много проще осуществлять негуманитарным факультетам. Однако, пожалуй, единственным факультетом МГУ, деятельность которого априори полностью «укладывается» в рамки инновационного проекта, является факультет наук о материалах.

Успешно функционирующий уже на протяжении шестнадцати лет ФНМ в своей работе становится с каждым годом все востребованнее. Ранее непонятные многим слова «нанотехнологии», «наноматериалы» в XXI‑ом веке являются «правителями» развитых экономик наряду с пресловутым «устойчивым развитием». После же определения Президентом России нанотехнологий, как одного из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники РФ, обсуждения вероятного проекта строительства соответствующего Центра становится ясно, что в России наступил «Нанотехнологический бум».

В рамках данного бума деятельность ФНМ не перестает удивлять. Сотрудники и учащиеся факультета генерируют новые весьма интересные идеи с невероятной скоростью. Как говорится, успевай только реализовывать. Дорогого стоит хотя бы выпуск (начиная с лета 2006‑го года) ежемесячного рекламно-информационного бюллетеня «Нанометр», где освещены происходящие на факультете события, научные достижения в области наноматериалов и нанотехнологий. C февраля 2007‑го совместно с компанией Samsung ФНМ запустил новый Российский портал по нанотехнологиям «Нанометр. Нанотехнологическое сообщество». В конце мая–июне факультет инициировал проведение первой Всероссийской Интернет-оллимпиады «Нанотехнологии – прорыв в Будущее». Все это происходит на фоне прикладных исследований, разработок, выполнении конкретных государственные контрактов в рамках Федеральной Целевой Научно-Технической программы.

В то же время нельзя не опасаться и возможной переоценки роли нанотехнологий, являющихся будто панацеей от всех «болезней». Преувеличена ли важность нанотехнологий или развитие данной области науки является закономерным запросом времени? Попробуем разобраться в этом с деканом ФНМ Юрием Дмитриевичем Третьяковым и замдекана по учебной работе Гудилиным Евгением Алексеевичем, рассказавшими также о жизни факультета:



«МУ»:— Юрий Дмитриевич, говоря вашими словами: «ФНМ — уникальное для классических университетов России учебное заведение». В чем именно заключается уникальность факультета?

Ю.Д.: — Уникальность, в первую очередь, связана с междисциплинарностью. В классических университетах России факультетов, подобных ФНМ, не было, да и пока нет. ФНМ МГУ — единственный в своем роде. Если честно, мне хотелось бы, чтобы мы не были уникальными в этом смысле, и появлялось бы все больше ВУЗов, успешно реализующих наши образовательные подходы. Во‑вторых, на факультет мы пытаемся отобрать лучших из лучших, имея в виду всю Россию. Хотя мы принимаем на каждый курс только двадцать пять человек, людей, способных справиться с нашей программой, довольно трудно найти. Программа факультета очень сложна, потому что требует исключительно хорошего знания и математики, и физики, и химии. Учится на факультете сложно. Не было еще ни одного курса, когда до финиша дошли все двадцать пять человек. Был год, когда выпуск составил лишь восемь человек. Хотя это было в период тяжелого времени для всей страны. Все, что происходит в обществе, как в зеркале, отражается на всех аспектах жизни человека, в том числе и на учебе студентов.

Еще одна важнейшая особенность факультета заключается в том, что научная работа является обязательной частью учебного плана, начиная с первого курса.

Есть несколько позиций, по которым ФНМ держит первенство в Московском университете: относительное число иногородних, число научных статей на «душу» студента, процент студентов, которые выигрывают в различных конкурсах. Я не знаю ни одного другого факультета (кроме, пожалуй, химического), который получил бы, к примеру, столько грантов поддержки талантливых студентов в конкурсе, который спонсировал О.В. Дерипаска.

«МУ»: — На ФНМ человек к защите диплома должен иметь определенное число публикаций?

Ю.Д.: — Такого правила у нас не записано, но нет практически ни одного студента, который при защите дипломной работы не представил бы собственные опубликованные материалы. Тем более мы всячески поощряем некое соперничество, сотрудничество студентов. К примеру, у нас существует система рейтинга. То есть преподаватели по определенной шкале выставляют отметки студентам не в конце семестра, а три‑четыре раза за семестр. Далее эти баллы суммируются за все пять с половиной лет.

«МУ»: — На факультете довольно большой процент студентов из регионов.

Ю.Д.: — Да. Но так происходит не потому, что мы считаем нужным принять ребят из регионов и не принять москвичей. Даже наоборот. Сейчас мы стремимся сделать все возможное, чтобы увеличить долю москвичей среди студентов. Потому что за последние годы стоимость жилья в Москве сильно возросла. Следовательно, решить проблему жилья для иногороднего студента, пусть семь пядей у него во лбу, по окончанию университета крайне сложно. Конечно, это не вполне честный прием. Однако не могу сказать, что мы не принимаем иногородних, только потому, что он не из Москвы или ближайшего Подмосковья. Я, все мои помощники — не москвичи. Хотя бы поэтому мы не можем относиться к иногородним не объективно. Сейчас в связи с тем, что общежития привели в надлежащий вид, вложив огромные средства, иногородним стало немного легче жить и учиться.

Кстати, с каждым годом среди студентов увеличивается процент девушек {и симпатичных тоже - Прим. Е.А.Г.}.

«МУ»:— Выделяются ли конкретные города, субъекты, «дающие» наибольшее число ваших студентов?

Ю.Д.: — Конечно, и это не случайно. Когда еще существовала система соросовских грантов, существовали и Соросовские учителя. Мы в свое время завязали с этими учителями непосредственные контакты. К примеру, у нас немало студентов из Тихвина, Черноголовки, Тулы, Рязани, Обнинска.

«МУ»:— Расскажите о новом типе мультимедийных лекций, который вы реализуете.

Е.А.Гудилин: — Два года назад данные лекции были представлены в формате компьютерных «презентаций». Затем мы начали делать серию видеофильмов. Сейчас работаем над созданием единого учебного видеокурса, который станет очень хорошим пособием и подспорьем студентам, а также тем, кто прийдет на факультетские программы дополнительного и дистанционного образования. К тому же курс, который был электронным, сейчас переводится в формат, в котором его можно будет просматривать с помощью любого DVD-плеера. Все это делается в рамках реализации проекта «Формирование инновационного образования в МГУ». Мы бы хотели сделать еще одну новаторскую вещь: создать на нашем сайте www.nanometer.ru раздел, где будут размещены учебные видеоклипы по нанотехнологиям.

Ю.Д.: — Нанотехнологии сейчас являются одним из безусловных приоритетов. Значительная часть студентов, аспирантов, сотрудников факультета связаны с нанотехнологиями. Более того, ФНМ является чуть не единственным факультетом, не имеющим научных сотрудников. Вся научная работа у нас выполняется студентами и аспирантам под руководством, конечно, преподавателей.

«МУ»:— Так изначально сложилось?

Ю.Д.: — Когда факультет только возник, мы не имели собственного штата, приглашали людей с физфака, химфака. По мере того, как факультет выпускал своих питомцев, штат разрастался. Тем не менее, сейчас в штате работают человек пятнадцать, еще тридцать пять человек мы привлекаем с других факультетов. Пока что не нужно отказываться от данной системы. К примеру, практикум по неорганической химии на химфаке создавался в течение ста двадцати лет. На ФНМ мы никогда не сможем создать таковых условий для проведения практических занятий студентов.

«МУ»:— Факультет основан в судьбоносном 91‑ом году. Таковых программ в стране не было, люди не понимали, видимо, что такое науки о материалах, зачем они нужны.

Ю.Д.: — Да, было довольно сложно поначалу. У меня и моих коллег тогда было понимание, что таковой факультет обязательно нужно создавать. Наверное, 91‑ый год оказался немного неудачным временем для создания факультета. Причем факультет создавался летом, первого сентября мы приступили к работе, а через три месяца не стало СССР. Конечно, к 91‑ому году уже было много проблем у страны. Главная заключалась в том, что многие люди были вынуждены задумываться над тем, как заработать кусок хлеба. В той ситуации нужно было сделать все возможное, чтобы самые талантливые молодые люди не оказались заложниками необходимости добычи этого куска хлеба. Всегда и везде есть талантливые люди. Важно их отыскать и правильно образовывать.

Если четно, факультет не раз был на грани прекращения существования. Надо отдать должное ректору, который приходил на помощь в этих ситуациях, поддерживал нас. Правда, в последний раз порекомендовал зарабатывать больше денег самостоятельно.

Долго у нас не работала идея с попечительским советом, который заботился бы о трудоустройстве выпускников. Не знаю, насколько корректно проводить такую корреляцию, но все члены-корреспонденты РАН, которые были членами нашего попечительского совета, стали академиками. Позже я понял, что формировать попечительский совет нужно определенным образом. Туда должны входить ректор, президент Академии наук, нобелевские лауреаты, которые будут своеобразной приманкой для представителей бизнеса. Из нобелевских лауреатов мы смогли привлечь академиков В.Гинзбурга, Ж.И.Алферова. Сейчас же трудоустройство выпускников, их социальная защищенность являются важнейшими вопросами.

«МУ»:— На факультете реализуются программы переподготовки, повышения квалификации?

Ю.Д.: — Формально программа переподготовки существует. Фактически она еще не заработала. Потому что только сейчас люди начали получать деньги, которые они могут вкладывать в собственную переподготовку. В настоящее время нам поступили конкретные предложения от Томского и Тамбовского университетов. Думаю, в этом году работа по переподготовке развернется более масштабно.

«МУ»:— Студенты ФНМ очень творческие и увлеченные люди. Они даже по выходным работают в лабораториях.

Ю.Д.: — Кроме того, сейчас мы имеем много проектов, с помощью которых можем материально поддержать студентов. Раньше такого не было. Данные проекты — результат наших побед на различных конкурсах, по итогам которых мы получаем заказы на выполнение конкретных работ.

«МУ»:— Расскажите о сотрудничестве, партнерах ФНМ.

Ю.Д.: — Сотрудничество развивается в разных ракурсах. Во‑первых, мы тесно сотрудничаем с российскими академическими институтами. Во‑вторых, немало связей с зарубежными университетами. Летом 2006‑го года, к примеру, был подписан договор о сотрудничестве с Химическим факультетом Университета Дуйсбурга-Эссена (UDE, Германия). В то же время подписано соглашения о сотрудничестве и о разработке плана совместных мероприятий на 2006-2007 года с российским ЗАО «НТЦ Бакор». Раз в два года, пользуясь немецкой поддержкой, мы направляем наших студентов на двухнедельный тур по университетам, научным учреждениям Германии.

«МУ»:— Как родилась идея создания «Нанометра»?

Е.А.: — «Нанометр» задумывался как общероссийское средство общения ученых, исследователей, просто увлеченных и интересующихся нанотехнологиями людей. особенно когда стало ясно, что нанотехнологии будут возводиться на уровень государственной политики. При поддержке инновационного образовательного проекта МГУ мы создали Интернет-портал, которым очень многие, в частности различные СМИ, пользуются, черпая новую достоверную информацию в области нанотехнологических разработок. Через сайт «Нанометр» нам удалось провести Первую Всероссийскую Интернет-олимпиаду «Нанотехнологии – прорыв в Будущее». МГУ сделал это впервые, чем, несомненно, создало положительное общественное мнение и доказывает, что ученые и преподаватели успешно работают в перспективном направлении наноматериалов и нанотехнологий. Очевидно, что такие мероприятия носят чрезвычайно важное значение для всего университета в целом. Стоит сказать и о «Наноазбуке», книге, над которой трудились многие наши коллеги. Ее «нулевой» вариант появился уже 14‑го июня и был роздан членам Российской Академии наук – участникам семинара секции наук о материалах по вопросу развития нанотехнологий. Планируется, что конечный вариант позволит многим – от школьников, до членов Правительства Российской Федерации – лучше разобраться, что же такое есть на самом деле нанотехнологии. «Наноазбука» создана при поддержке инновационного образовательного проекта МГУ. Постепенно "Нанометр" будет существенно изменяться и совершенствоваться. Его текущее состояние - только начало чего-то большего...

«МУ»:— В рамках инновационного проекта происходит обновление или пополнение оборудования?

Ю.Д.: — Собственно это основная часть проекта, точнее основное вложение средств, которые мы получаем от университета. К сожалению, в рамках инновационного проекта очень много времени уходит на оформление самых разных бумаг. Создается некая иерархически-бюрократическая машина, которая абсолютно не интересуется сутью дела, смысл функционирования которой заключен в размножении бумаг. Но это не самое страшное. К примеру, когда создавался инновационный университет, то идеи «Наноазбуки», Интернет-олимпиады не было. А чиновникам кажется, что раз этого не было, значит и не должно быть. Для нас же возникновение новых интересных идей является смыслом жизни. Не должна же сама идея инновационного университета сводиться к написанию разных бумаг!

«МУ»:— Получается, вся деятельность вашего факультета укладывается в рамки инновационного проекта.

Ю.Д.: — Это да. Но мы‑то возникли раньше этого проекта. Хотя если бы нашей программы и не было, она была бы создана уже в рамках данного проекта. Правда, при таком условии эффективная работа факультета началась бы еще не скоро.

«МУ»:— Сейчас все громче говорят о нанотехнологиях и наноматериалах. Возникает ощущение, что это является своего рода лекарством от всех болезней. Не преувеличена ли роль «нанотехнологического бума»?

Ю.Д.: — Трудно сказать… В любом случае каждый человек должен понять, что лет через пятнадцать-двадцать мир кардинально переменится именно благодаря нанотехнологиям. Хотим мы этого или нет, будем ли мы это развивать в России или не будем. Если мы не станем активными участниками данного процесса, то все равно каждый гражданин нашего государства будет потребителем нанопродукции. Уже сейчас в огромных масштабах выпускаются различные кремы и т.д. Все это лишь начало. Сейчас уже никто практически не может жить без мобильного телефона, Интернета. Так же через некоторое время человек не сможет жить без нанопродуктов. Средства на развитие нанотехнологий нужно тратить. Но их необходимо тратить с умом, чтобы они попадали в руки ученых, а не чиновников.

«МУ»: — В последнее время в МГУ открылось немало корпоративных факультетов. Действительно ли они нужны?

Ю.Д.: — Затрудняюсь ответить. Но думаю, это неплохая модель, которую надо опробовать в структуре университета. Может быть, надо было сначала создать ограниченное число таких факультетов и посмотреть, что из этого получается. К тому же приход бизнеса в образовательный сектор влияет как на престиж университета, так и на его внутреннюю жизнь. Ведь университету тоже нужно выживать и развиваться, для чего необходимо искать новые пути и контакты.

«МУ»:— Что бы хотели пожелать факультету, студентам?

Ю.Д.: — Факультету — успешного продвижения вперед, реализации всех намеченных планов. Студентам — добросовестно относиться к собственной научной деятельности.

Воистину исследования в области наноматериалов, нанотехнологий становятся своеобразным кредо начала третьего тысячелетия. Пусть пока и не ясно, «что век грядущий нам готовит», определенно одно, если Россия будет оставаться в стороне от «нанотехнологического бума» современности, то догнать, а тем более обойти другие страны в данной области совсем скоро станет просто невозможно. Не случайно бытует мнение, что, ограничивая себя лишь одним полем боя, мы рискуем остаться беззащитными на другом.

В таком контексте удивляет дальновидность академика Ю.Д. Третьякова, основавшего еще в далекие девяностые факультет наук о материалах, деятельность которого похожа на путь через тернии к звездам. Что касается новых интересных идей, то стоит пожелать, видимо, наличия огромного терпения и сил в их реализации.

Беседу вела Надежда Пупышева


Источник: Нанометр



Комментарии
Остался последний важный репортаж - спонсоры. Если замечены ошибки - сообщайте.
Трусов Л. А., 04 июля 2007 02:56 
блин, банкет пропустил (((
А кто же мешал! Вся информация на родном сайте была!
ой, да лана...я вот тоже только на раздачу слонов успел...в принципе можно было прийти и после....еды-то много осталось:)))))
Главное - не жратва, главное - участие (это я о чаепитии).

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Леса микромира
Леса микромира

Периодическую таблицу Менделеева опять улучшили: наночастицы пятивалентного плутония
Соединения шестивалентного плутония в щелочной среде могут привести к кристаллизации фазы (NH4)PuO2CO3, которая стабильна в течение нескольких месяцев и содержит пятивалентный плутоний. Получение новой фазы пятивалентного плутония фундаментально интересно и открывает новые возможности в разработке более эффективных технологий переработки радиоактивных отходов.

MAPPIC 2019. Второй день
15 октября 2019 года прошел второй день I Московской осенней международной конференции по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019). В сообщении приведены темы докладов и небольшой фоторепортаж.

MAPPIC 2019. Первый день
14 октября 2019 года успешно открылась I Московская осенняя международная конференция по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019). В сообщении приведены темы докладов и небольшой фоторепортаж.

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Как правильно заряжать аккумулятор?
Д. М. Иткис
Химик Даниил Иткис о том, как правильно заряжать аккумуляторы гаджетов и почему телефон выключается на холоде

Постлитийионные аккумуляторы
В. А. Кривченко
Физик Виктор Кривченко о перспективных видах аккумуляторов, фундаментальных проблемах в производстве литий-серных источников тока и преимуществах постлитийионных аккумуляторов

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.