Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Интервью акад. Ю.Д. Третьякова центру "Открытая экономика"

Ключевые слова:  интервью, Наука в России

Опубликовал(а):  Зайцев Дмитрий Дмитриевич

06 июня 2007

Справка: Третьяков Юрий Дмитриевич, декан факультета наук о материалах МГУ им. М.В.Ломоносова, академик РАН, д. х. н., проф.

Юрий Дмитриевич, на Ваш взгляд, достаточно ли внимания средства массовой информации уделяют проблемам науки? Могут ли СМИ помочь наладить эффективное взаимодействие между государством и научной средой?

Бесспорно, внимания науке уделяется недостаточно. В МГУ, на факультете Наук о материалах мы прилагаем определенные усилия, чтобы внести свой вклад в дело популяризации науки – первого июня началась Интернет-олимпиада по нанотехнологиям, в которой принимают участие свыше 1000 молодых людей в возрасте до 27 лет. Это - реальное, то, что может популяризировать науку, в данном случае нанотехнологии. Если бы мы это делали почаще и, не побоюсь этого слова, поагрессивней, мы могли бы больше оказывать воздействия на развитие науки. Совершенно очевидно, что популяризация науки, особенно талантливая, может приводить к тому, чтобы ситуация улучшалась. С другой стороны, мы можем сколько угодно говорить о проблемах науки, а все будет не в коня корм. Нам противостоит несравненно более мощное сообщество, которое обрабатывает потребителей информации. Нам нужно очень много сделать, чтобы оказаться конкурентоспособными.

Что недополучает отечественная наука из-за того, что ее проблемы недостаточно активно обсуждаются в СМИ?

Она не дополучает внимания власти. Мы подготовили к изданию книгу под названием «Нанотехнологии: азбука для всех». Во введении к ней написано: мы рассчитываем, что эту книжку будут читать все, начиная от школьников и заканчивая министрами. А кто как не министры принимают решения о том, чтобы выделить какие-то дополнительные средства на науку? Если мы с Вами будем образовывать не только молодых, хотя это чрезвычайно важно и первостепенно, но еще и тех, кто принимает решения в отношении финансирования науки, то сможем рассчитывать на дополнительную поддержку науки. Те, кто стоит у власти, ведь тоже живые люди и когда читают, могут увлекаться, могут изменять негативное отношение к тем или иным расходам, связанным с научными изысканиями.

Вы считаете, что в России сложилось негативное отношение к вопросу о расходах на науку?

Решение о выделении средств принимается относительно ограниченным числом лиц. Что касается всего российского общества, я затрудняюсь сказать - есть ли у него определенное отношение к науке. Я сомневаюсь в том, что оно есть. В те времена, когда люди не жили, а выживали, считалось, что поднять пенсию куда важнее, чем выделить дополнительные средства на научные изыскания, о которых широкая публика не имеет никакого разумения. Это можно понять, но не всегда можно принять.

Должно ли общество знать какие средства направляются на науку, как она организована, кто и чем занимается в научном секторе?

Я думаю, если талантливо эту информацию подавать, она будет востребована. Люди должны понимать, что в их собственной жизни может измениться из-за «придумываний» ученых. Это чрезвычайно важно. Популяризация науки должна нести именно такой эффект: не пытаться втолковать в Ваню, Петю, Таню какие-то научные познания, а давать представление о том, насколько важные социальные последствия имеют научные исследования. Что касается организации «научной кухни», не думаю, что общество этим заинтересуется. Разве что молодые, которые имеют к науке определенную склонность.

Если популяризация науки так нужна и важна, кто-то должен ей заниматься. Реально ли вовлечь в этот процесс ученых, органы государственной власти, научных и ненаучных журналистов?

Недавно мне один профессор рассказал, что на даче отыскал брошюрки общества «Знание», которые выпускались сериями: литература, биология, химия и т.д. Над ними работали исключительно способные ученые, и результат был заметен. Плюс к этому - брошюрки стоили копейки. А сейчас ничего подобного нет. Хотя думаю, что и сегодня ученые с большим удовольствием этим занимались бы, конечно, не все, а те, кто имеет склонность к популяризации.

Насчет власть предержащих - не знаю. Еще раз хочу подчеркнуть, что времена переменились. При советской системе стоимость продукта была «виртуальной», а сейчас издатели считают деньги и им хотелось бы не терять, а зарабатывать. Сегодня вопрос об издании массовой научно-популярной литературы по силам решить государству, если оно возьмет на себя затраты по выпуску, подразумевая, что они все равно будут оправданы. Эти расходы могли бы быть вписаны в национальные программы «Здоровье», «Образование» и т.д., к которым они имеют самое прямое отношение: чтобы человек был здоров, он должен быть грамотен в проблемах здоровья, а чтобы быть грамотным, ему необходимы знания, позволяющие понять, что надо делать утром, вечером и в течение дня. Так что, на мой взгляд, от государственных шагов здесь очень многое зависит. А журналисты, как правило, реагируют на то, что в данную секунду на виду и на слуху - как, например, нанотехнологии. Сейчас этой теме уделяют много внимания. Но как долго это продлится?





Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Самая маленькая в мире валентинка от IBM
Самая маленькая в мире валентинка от IBM

Опубликованы задачи для школьников по физике
Обновлен раздел с условиями задач заочного тура для школьников по комплексу предметов "физика, химия, математика, биология" XII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям "Нанотехнологии - прорыв в будущее!". Загружены задачи по физике.

Встреча с главным редактором журнала Nature Nanotechnology
23 ноября в 13.30 в аудитории 446 химического факультета состоится встреча с главным редактором журнала Nature Nanotechnology Dr. Fabio Pulizzi. Приглашаются все желающие.

Приглашаем всех на неделю науки МГУ!
С 27 по 30 ноября 2017 года на базе Химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в рамках XII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям пройдет Неделя науки. Приглашаются школьники и их родители, студенты, аспиранты, молодые ученые, учителя и преподаватели. Для слушателей без пропуска МГУ необходима предварительная регистрация.

Вспомнить все (total recall). Часть 3. Методы исследований в нанотехнологиях (практика)
Коллектив авторов
В третьей части рассматриваются экспериментально - практические материалы, связанные с методами анализа продуктов нанотехнологий, в том числе стандартные аналитические, физико – химические и структурные методы анализа. Участники могут изучать отдельно данный курс или комбинировать его с двумя предыдущими.

Вспомнить все (total recall). Часть 2. Решение задач и проектная работа (образование и самоподготовка)
Коллектив авторов
Во второй части рассматриваются обзорные материалы материалы по нанотехнологическому образованию и проектной деятельности (Раздел А), текстовый и иллюстративный материал по образовательным и социальным аспектам с сфере нанотехнологий (Раздел Б), а также самый важный раздел для подготовки к Олимпиадам данной серии, содержащий сборники заданий и решений за 10 олимпиадных лет (Раздел В).

Вспомнить все (total recall). Часть 1. Наноматериалы и нанотехнологии (теоретические аспекты)
Коллектив авторов
В первой части рассматриваются теоретические материалы, сгруппированные по важнейшим темам (Раздел А), уровню сложности (Раздел Б), для свободного чтения по основным группам рубрикатора РОСНАНО (Раздел В), а также для прохождения викторин самоконтроля (Раздел Г).

Система практик ФНМ МГУ
А.Б.Тарасов, А.В.Кнотько, Е.А.Гудилин

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.