"Открытая экономика":
"15 июня
ОЭ: "Какова на ваш взгляд необходимость распространения информации о вашей организации и результатах ее научно-технической деятельности во внешней среде через СМИ и другие каналы коммуникации?"
ЕАГ: "Необходимость распространения информации» о ВУЗе в 90% случаях связана с хорошим, правильным и гуманным желанием получить наиболее подготовленных абитурентов, которые могли бы составить костяк талантливой «студенческой» молодежи. Эта самая, действительно талантливая, молодежь нужна, в конечном итоге, для воспроизводства научных кадров. Научные кадры определяют в будущем если не все, то очень многое, поскольку страна, в которой убивается наука (или образование, как начальная ступенька в науку) проиграет стратегически, причем очень быстро и надолго, несмотря, например, на высокие цены на нефть или хлопок, золото (в зависимости от страны) – я имею в виду любой «естественный» (и поэтому не требующий больших интеллектуальных усилий) источник доходов. Сейчас, к счастью, в России проходят реформы и образования, и науки. Можно (и нужно) спорить, насколько они правильные – не секрет, что министерское понимание науки и образования сильно отличаются, к сожалению, от того, что они собой на самом деле должны представлять по мнению научного сообщества или ВУЗовской общественности. Однако эти преобразования абсолютно своевременные. Особенно важна проблема привлечения молодых людей в науку именно сейчас, поскольку Россия уже попала в «демографическую яму», обусловленную кризисом 90х годов (и многими другими причинами). Поэтому распространение информация о ВУЗе – своеобразный способ симбиотического сосуществования с обществом. Я не говорю о коммерческих ВУЗах. В их случае (разумеется, далеко не у всех!) могут существовать различные «перекосы», нарушающие дисбаланс между обещаниями и реальным качеством образования – в этом случае сосуществование с сообществом «за деньги» может стать «паразитическим».
Результаты научно-исследовательской деятельности ВУЗа должны быть широко известны по двум причинам. Первая – это повышение его авторитета среди абитуриентов а, с другой стороны, - и будущих работодателей. Абитуриенты, естественно, будут стараться поступать в ВУЗ не только с хорошими педагогическими кадрами, но в ВУЗ, который в дополнение к хорошему качеству образования занимается научными исследованиями, поскольку это само по себе «оживляет» и «освежает» учебный процесс, обогащая его современными знаниями, внося больше элементов творчества и практики, делая выпускников более конкурентоспособными и более привлекательными в глазах будущих работодателей. Другой, не менее важный, аспект «раскрытия» научных достижений ВУЗа – это, несомненно, профессиональная популяризация науки. Научные достижения сегодня (по крайней мере, те, что уже опубликованы или запатентованы) должны быть понятны и доступны всем, кто хочет о них узнать. Без мотивации людей на будущее повышение их образования или успешных попыток начать научную деятельность ничего никогда не будет. Научное знание не должно быть «сакральным», не должно быть уделом «жрецов», поскольку это одна из форм творчества, открытая для всех. Сейчас, судя по опыту обмена информацией между нашим сайтом по наноматериалам и нанотехнологиям www.nanometer.ru и другими электронными (да и «бумажными») СМИ, существует вполне обоснованный «информационный голод» в отношении научно-популярных материалов, особенно в отношении наноматериалов и нанотехнологий. Такие материалы не должны быть просто переводом того, что опубликовали в пресс-релизах зарубежные компании и университеты. Это, конечно, нужно делать, это интересно и востребовано. Это (часто, но не всегда) планка и для наших отечественных разработок. Однако если сообщать только информацию такого рода, у большинства неспециалистов непременно возникнет мнение, что нанотехнологии никогда не будут развиты в России, поскольку у нас ничего не делается. Если же сообщения о наших разработках публикуются по принципу «глухого телефона» или «сарафанного радио», с большим количеством неточностей и «отсебятины» журналистов, то любой здравомыслящий читатель почувствует фальш и еще больше убедится в том, что все, что творится в его родной стране – обман. Это не так, разумеется. Мы отстаем, конечно, но положительный процесс, как говорится, «пошел». Все сказанное выше говорит о том, что в идеале «производить» научно-популярную информацию должны именно ВУЗы, которые сочетают научную работу, педагогическую деятельность и заинтересованность в такой работе. Можно считать это социальным заказом ВУЗам. Кстати, это и было одной из причин создания Факультетом Наук о Материалах сайта www.nanometer.ru, который занимается и будет продолжать заниматься некоммерческой популяризацией науки для своей «целевой» аудитории, а также работать «информационным фильтром» для научно - популярной информации о наноматериалах и нанотехнологиях. " ОЭ: "Какова информационная политика в вашей организации. Есть ли специальная структура/люди, отвечающие за распространение информации во внешней среде?" ЕАГ: "Основная черта информационной политики – открытость. Одна из важнейших задач – популяризация знаний. В рамках полученного МГУ инновационного образовательного проекта факультет наук о материалах создал структуру, которая не только модифицирует учебные планы и создает программы дополнительного образования, но и готовит специально для СМИ отдельные информационные сообщения о тех или иных достижениях. Дополнительными направлениями работы является развитие сайта www.nanometer.ru и проведение массовых мероприятий с привлечением школьников и молодых ученых. К таким событиям относятся, в частности, Первый Фестиваль Науки прошлого года, в котором факультет наук о материалах организовал выставку научных фотографий по тематике наноматериалов (второй Фестиваль будет проходить в этом году, скорее всего - осенью), серия конференций «Ломоносов» (и других семинаров и конференций), и, наконец, проходящая сейчас Первая Всероссийская Интернет-Олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в Будущее!», которая в дистанционном доступе через сайт МГУ www.nanometer.ru позволяет 1100 человек (это число зарегистрировавшихся участников) решать непростые, но интересные задачи.
К сожалению, иногда вся работа по популяризации знаний сталкивается с проблемой (иногда откровенным нарушением) авторских прав или «полуправдивой», искаженной информацией. Логика часто у таких «пиратов» (а к ним, по ряду эпизодов, можно доказательно отнести очень крупные электронные СМИ, например) очень простая – научная информация оригинальна, а научно-популярная – обобществлена. Так давайте ее просто возьмем и «подарим» от нашего имени другим! Разумеется, это неправильный подход. У научно-популярных статей и сообщений всегда есть автор, в нашем случае, по роду нашей деятельности, это обычно группа авторов-единомышленников, поскольку популярные эссе порой писать сложнее, чем обычные научные статьи - нужно соблюсти тонкий баланс упрощения и избежать упрощенчества или примитивизма, чтобы, как говорять, не выплеснуть вместе с водой из купели младенца. К «специальным людям», которые распространяют информацию об ФНМ и его учебной и научно-образовательной деятельности, относится Рабочая группа подпроекта «Инновационного Университета МГУ» («Новые материалы и химические технологии, информацию об этом можно получить на сайте www.fnm.msu.ru»), а также ряд активно работающих преподавателей. " ОЭ: "Какие действия по продвижению разработок вашей организации проводятся на регулярной основе?" ЕАГ: "На ФНМ МГУ на регулярной основе проводится ряд мероприятий по продвижению научных и «педагогических» разработок, в том числе в форме научных публикаций (до 300 публикаций в год на такой небольшой факультет дает более 5 публикаций в год на каждого сотрудника и аспиранта), многочисленных интервью в СМИ, участия в выставках и конференциях различного уровня (от студенческих и российских до международных конференций и школ, организованных самим факультетом), за счет регулярной работы с Интернет-проектом www.nanometer.ru и выпуска ежемесячного информационного бюллетеня (в электронной и печатной форме) «Нанометр», который рассылается членам Российской Академии Наук, ректорам ВУЗов, представителям инновационных компаний (более 700 адресов постоянной рассылки). Кроме того, ФНМ МГУ ориентируется в своей образовательной деятельности на вновь созданную Малую Академию МГУ, а также на Московский Институт Открытого Образования." ОЭ: "На ваш взгляд ваша организация готова напрямую работать с журналистами или нацелена на привлечение компаний для оказания посреднических услуг и разработки комплексной программы продвижения?" ЕАГ: "Мы готовы напрямую работать с журналистами, посколько специфика нашего факультета не требует никаких специально организованных программ «комплексного продвижения». Это дорого, неэффективно и мы в состоянии сами работать с теми, кого хотели бы обучать в дальнейшем. Это рутинная, обычная работа практически любого факультета. Думаю также, что вряд ли разумно создавать фирмы для «продвижения» государственных ВУЗов. Насильно мил не будешь, а завоеванный приобретением новейшего оборудования, новыми учебными программами и научной работой «на острие науки» авторитет и репутация – лучшие рекоммендации ФНМ для наших будущих студентов. Мы этим дорожим. Искусственные меры только все испортят. Люди – это не стадо глупцов, они умеют выбирать сами и им надо давать такую возможность." ОЭ: "Какова на ваш взгляд идеальная модель взаимодействия со СМИ и коммуникационными компаниями для популяризации своей организации и ее разработок?" ЕАГ: "Центр «Открытая Экономика» уже выполнял в прошлом, как мне помнится, заказ по популяризации результатов выполнения государственных контрактов по программе ФЦНТП. В частности, в результате такой работы появилась статья в «Мире Науки» о нитевидных кристаллах с необычной структурой и свойствами, полученным в рамках проекта ФЦНТП на Химическом факультете МГУ. Процесс ее написания был сложен, поскольку с нашей стороны мы не умели правильно упрощать материал так, чтобы он был доступен широкой публике, а со стороны журналистов «Открытой экономики» было заметно непонимание проблемы. В конце концов статья получилась неплохая, но опыт общения с журналистами, оставшийся от нее, говорит о том, что идеальная модель – это когда в журналистику уходят люди из науки или журналисты долго «варятся» в научной среде, тем самым снимая барьер непонимания. «Свежий» журналист обычно творит много «ляпов» и оказывается проще написать все самому с минимальными стилистическими переделками со стороны журналиста." По материалам сайта "Открытая экономика".
(Пиктограмма заставки - с сайта Трансгуманизм.)