Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Как привлечь молодежь в науку?

Ключевые слова:  мнение, молодежь в науке

Автор(ы): Наталья Быкова

Опубликовал(а):  Зайцев Дмитрий Дмитриевич

02 июня 2007

Не будем заострять внимание на "диагнозе". О том, что отечественная наука неумолимо «стареет», говорят и пишут уже более десяти лет, что, впрочем, никак не меняет ситуации: по официальным данным, в России только 14% ученых находятся в возрасте 30-39 лет, тогда как в США - 37%, средний возраст российских академиков составляет 72,2 года, докторов наук -60,8 лет. Сопутствующий негатив - отсталость, неэффективность и неконкурентоспособность нашей науки на мировом уровне. Но на круглом столе речь шла не о симптомах и даже не о причинах ее недугов, хотя соблазну раскрыть одну из самых занимательных научных тем - "все плохо" - поддались практически все эксперты. Главным вопросом для обсуждения стали варианты вовлечения молодежи в активную научную деятельность. Исполнительный директор "Открытой экономики", он же ведущий круглого стола Александр Гордеев так и сказал: "Призываю выступающих говорить не о проблемах молодежи, они понятны - зарплата, жилье, кадровый рост, - а о конкретных механизмах их решения в краткосрочном периоде". Итак, что же предлагают различные структуры и можно ли с помощью их рецептов обеспечить отечественной науке приток свежей крови?

МОН: "10 000 исследователей и преподавателей получат дополнительные средства"

Первым свой метод решения проблемы представил директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ Александр Хлунов, твердо убежденный в том, что "пациент скорее жив, чем мертв". Итак, по словам Александра Хлунова, кадровая политика является неотъемлемой и, "может, даже самой главной частью реализации стратегии развития науки и инноваций" и в связи с этим ставит перед собой три цели - сохранение кадров, привлечение молодежи и сокращение утечки мозгов. Для достижения этих целей министерство намерено повысить уровень заработной платы ученых, создать условия для построения карьеры в науке и обновить оборудование для проведения исследований.

"По поручению президента мы разработали федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры», которая начнет действовать с 2009 года, - напомнил Хлунов. - Программой будет охвачено порядка 10 000 исследователей и преподавателей, которые будут активно заниматься наукой и получать за это дополнительные средства. Помимо этого, в МЭРТ внесена федеральная целевая программа развития инфраструктуры наноиндустрии, цель которой - обеспечить передовым оборудованием сеть исследовательских организаций, в том числе высших учебных заведений. Также в министерстве выработаны предложения по совершенствованию системы президентских грантов для кандидатов, докторов наук и научных школ: в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры" нам удастся сделать выборку более 1000 активных ведущих научных коллективов, в том числе молодежных. Опираясь на эти результаты, проведем вторичную выборку более продвинутых кандидатов и докторов наук, самородков и алмазов российской науки, которых поддержим еще более весомыми грантами. Ведущие научные школы будут поддерживаться в прежнем режиме, при этом рассматривается возможность дополнительного стимулирования лучших из лучших. Отдельно хотелось бы остановиться на реализации пилотного проекта в РАН: мы ожидаем, что в ближайший месяц академия наук перейдет к очередному этапу проекта - существенному повышению окладов, в 2008 году проект должен быть успешно реализован, в результате чего весь госсектор науки будет переведен на новые формы оплаты труда".

Перечислив разработанные меры по привлечению молодых кадров в науку, Александр Хлунов отметил, что позиция министерства образования и науки «имеет недостатки, и уж конечно не является панацеей».

РАН: "В руки VIP-лабораторий - 15 млрд. рублей!"

Советник Российской академии наук, академик Георгий Георгиев убежден, что прежде всего нужно поддержать молодых ученых, работающих в фундаментальной науке и понять, что молодежь будет активно заниматься исследованиями только в "лаборатории с высоким научным уровнем, где есть возможность учиться и получать маломальское содержание в размере хотя бы 15 000 рублей". По мнению академика, такие лаборатории в стране есть, их просто нужно отобрать по объективным показателям, примерно 2-4 тыс., в так называемый "второй эшелон", из которого впоследствии будут отбираться лаборатории-кандидаты на vip-места в "первом эшелоне". "Если будет 10-15 млрд. рублей сосредоточено в руках трех-четырех лучших лабораторий страны, то проблема привлечения молодежи начнет решаться", - заявил Георгиев. При выполнении этого условия - поддержки лучших лабораторий – советник РАН считает возможным удерживать в отечественной науке лучшие кадры, а посредственные отправлять за границу, например, в США, "где они будут хорошо жить, и выполнять требования своих начальников". По словам Георгиева, такая методика - "себе хороших, "врагам" - плохих" - уже опробована одним из академических институтов. При этом всем оставшимся ученым предлагается повысить зарплату до 30 000 рублей через механизмы, предусмотренные в пилотном проекте МОН, а также за счет гранта по программе фундаментальных исследований. Вариантом решения квартирного вопроса академик назвал предоставление молодежи служебного жилья без права приватизации, и пояснил: "Уходишь в коммерцию или уезжаешь за границу на ПМЖ - освобождаешь жилплощадь". По его подсчетам, чтобы удержать 3 тыс. молодых ученых в год с помощью квартир, необходима сумма в размере 15 млрд. рублей.

Также г-н Георгиев предложил увеличить срок обучения в аспирантуре до 5 лет, обосновав свою позицию тем, что "за три года сделать хорошую работу невозможно". Помимо этого, по мнению академика, необходимо предоставить льготы институтам фундаментальных исследований, где возникают новые молодые группы, туда же направлять новое оборудование и открывать новые ставки. Ко всему вышеперечисленному необходимо прибавить меры поддержки, которые бы позволили молодому исследователю как можно раньше обрести независимость, в чем, по мнению Георгиева, способна помочь "правильная организация программ фундаментальных исследований". "В прошлом году на программы фундаментальных исследователей по академии было выделено 2 млрд. руб., по другим структурам вообще ничего, - уточнил он. - А надо, чтобы академия получила 10 млрд. руб., другие системы - 2 млрд. руб.".

Вузы: "Не гранты, а постдоковские позиции"

На фоне реализации различных конкурсных программ, а также изменения формы финансирования государственного сектора науки высшие учебные заведения начинают все активнее вовлекать молодежь в научную работу, и уже сегодня готовы оспаривать право Российской академии наук выступать главной кузницей и наставницей молодых ученых.

Вузы тоже имеют свои варианты решения проблемы омоложения науки. По словам председателя Совета по научно-исследовательской работе студентов МАИ Юрия Комарова, начинать нужно с профилактического "антивозрастного средства" - активной интеграции научно-исследовательской работы студента (НИРС) в учебный процесс, и совершенствование форм НИРС, в частности, предоставления возможности студентам участвовать в различных конкурсах, семинарах и заграничных командировках. Помимо всего прочего, представители вузов считают необходимым во имя молодежи сместить акцент с конкурсно-грантовой системы финансирования. "Чтобы выиграть конкурс, надо иметь первоначальные результаты, а их у начинающего исследователя нет, - пояснил мысль коллеги заведующий лабораторией центра перспективных исследований СПбГПУ Владимир Ерохин. - Возникает желание получить результаты, все равно какие, но главное, чтобы были результаты, были публикации. А серьезными вещами будем заниматься потом. Нетрудно догадаться, что до серьезных вещей дело, как правило, не доходит. В связи с этим хотел бы напомнить о стандартном механизме, принятом в западной науке по отношению к молодым ученым - постдоковские позиции. Отличие их от грантов в том, что их получает не сам реципиент, а его научный руководитель на конкурсной основе. Такая система создает условия для формирования рынка труда: если есть определенное количество открытых позиций, люди стремятся их заполнить максимально адекватным образом".

К выступлениям своих коллег проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского государственного университета Сергей Аракелян добавил, что ученым стоит не ругать, а поблагодарить тех, кто занимается реформированием науки, потому что делается действительно очень много. Проректор ВГУ заверил, что деньги не являются главной мотивацией молодых ученых к активной научной деятельности, на первом месте стоит интересная, амбициозная работа, а на втором – наличие современного оборудования, включая автоматизированные рабочие места.

Если же говорить о деньгах, то искоренить материальные беды вузовской науки, по словам г-на Аракеляна, может помочь не только государство, но и бизнес, который, к примеру, возьмет да и начнет финансировать для последующей работы в своих же предприятиях обучение молодых ученых под поручительство вуза. ВГУ уже имеет опыт успешного взаимодействия с бизнесом.

Бизнес: "Проблема в том, что быть ученым не круто"

Что же думает сам бизнес? Как наиболее мобильная и наименее зависимая из всех перечисленных структур, бизнес имеет несомненно больше возможностей проводить эффективную политику вовлечения молодежи в научную работу, и соответственно, роль его в омоложении науки может быть очень высока. Впрочем, это не означает, что так оно и есть, скорее, наоборот, но тем не менее не перевелись еще в коммерческом секторе настоящие патриоты-реформаторы. Руководитель проекта Центра высоких технологий ХИМРАР - организации, занимающейся заказными исследованиями в области доклинической разработки лекарств, - Андрей Иващенко специально проводил опрос по теме "система мотивации молодых ученых", и разработал целый комплекс способов стимулирования молодежи к активной научной деятельности.

Первым из них является создание хороших условий труда, чего, по мнению г-на Иващенко, можно добиться, выдавая гранты не только на обновление оборудования, но и на ремонт существующих лабораторий. Не менее важным бизнес-сектор в лице представителя ХИМРАР считает предоставление возможности молодежи осваивать новое оборудование за границей, а также метод из разряда нетрадиционных - формирование определенной корпоративной культуры - например, организация силами предприятия дискотек и пикников.

Отдельно стоит сказать о предлагаемой системе материальных стимулов. "В ходе нашего исследования выяснилось, что молодежь гораздо больше мотивируется сдельными формами оплаты, чем люди более преклонного возраста, - пришел к выводу Иващенко. - Сложно применить такую систему к науке, но все же возможно: хотя бы по опыту нашей организации, которая дополнительно оплачивает определенные параметры проекта - сроки, новаторство и так далее. Помимо этого, у нас решен вопрос обеспечения отличившихся молодых ученых жильем за счет выдачи беспроцентного кредита на первый ипотечный взнос. Думаю, подобная программа "Молодым ученым - доступное жилье" могла бы быть разработана и на федеральном уровне, тем более, что выделенные на нее деньги будет легко контролировать".

Кроме этого, ХИМРАР предлагает государству смягчить налоговую политику применительно к инновационному бизнесу, который несет огромные расходы на зарплату, и, возможно, именно поэтому в основной своей массе не проявляет особой активности в софинансировании развития молодой инновационной мысли. И последнее, на чем
акцентировал внимание г-н Иващенко: быть ученым не круто в нашей стране, тогда как для молодежи очень важны "мода и фасон". В связи с этим государству предлагается простая и недорогая мера – организация регулярной рекламной компании успешной работы молодежи в науке.

Разумеется, это не все рецепты. На заседании круглого стола центра "Открытая экономика" звучали мнения представителей общественных институтов, российской научной диаспоры, молодежных организаций. Все они представляют большой практический интерес, и скорее всего будут учитываться экспертами Минобразования при формировании общей стратегии решения вопроса о создании стимулов для молодых ученых. Впрочем, не стоит забывать, что эффективная реализация предлагаемых «молодежных» программ зависит не только от министерства, но и от всех других структур, заинтересованных в успешном развитии отечественной науки.


В статье использованы материалы: Центр "Открытая экономика"


Средний балл: 7.0 (голосов 4)

 


Комментарии
Трусов Л. А., 02 июня 2007 15:12 
Мне кажется, что тут всё перевернуто с ног на голову и попахивает самообманом (или кого там они хотят обмануть). Во-первых, ложный постулат: российская наука в упадке, потому что нет молодежи и ученым не платят денег. И во-вторых, как решение - давайте дадим денег, и всё сразу расцветет. По-моему, настоящая наука всё должна привлекать сама. А чего интересного в нашей постсоветской науке? Какие достижения? Всё дело в том, что у нас в стране научные исследования просто напросто невостребованы. Написали статейку и гуляем. Нашей промышленности такое просто не нужно. Где же российские материалы, медикаменты и пр.? Хорошо, говорят мне, мы развиваем ФУНДАМЕНТАЛЬНУЮ науку. А посмотрим-ка на [a href=" http://www.e...ru/932.html "]соотношение прикладной и фундаментальной науки в мире? (заказное и старовато, но всё-таки) Более того, кто в мире более всех заинтересован в научных исследованиях? Правильно - Intel, IBM, HP, Microsoft и т.п. от машиностроения до ПО. А на что была заточена советская наука? Еще смешнее в таком ключе выглядит надежда на "российский бизнес". А что это такое вообще? Сфера услуг? Дележ природных ресурсов? Чем наш бизнес занимается-то? Мое мнение - одними денежными вливаниями (подачками) проблема не решается. Писать 2-3 статьи в год за килобакс в месяц - устроит большинство молодых "ученых", но российскую науку это не воскресит. Лучшие выпускники всё равно будут либо уезжать "туда", либо толочь воду в ступе "здесь", либо уходить из науки.
У Льва Артемовича, как всегда, здоровый скептицизм.
Трусов Л. А., 02 июня 2007 15:24 
не люблю чиновников и "бизнесменов", которые делят деньги из "благородных" побуждений.
К слову наш бизнес уже закупает большую часть своих производящих фондов (это то, что обновляется регулярно, а не работает на износ) за границей!!! Нашей сырьевой экономике (ну и немножко химической промышленности) действительно не нужно ничего отечественного даже местное машино и станкостроение...это про прикладную и инженерную науку ...
Действительно у нас в стране такая ситуация что пытаться что то старое реанимировать (благодаря известным всем усилиям) уже не возможно, и экономически не целесообразно...
(например, не целесообразно, к сожалению, у нас вести научный поиск и организовывать свое производство "с нуля" микроэлектроники)
НО у нас пока есть шанс (я почему то в это верю) ещё вскочить туда где ещё есть непаханое поле для деятельности (я про нанотехнологию), где пока ещё относительно не большими финансовыми вложениями можно попытаться достичь каких либо результатов..благо эти поля пока не прикрыты патентами и прочими способами "защиты" интеллектуальной собственности..
Надо сами пробовать генерить (пока ещё есть старые и крепкие людские ресурсы) идеи, их проверять и реализовывать как-то... и жить (по крайней мере, отдельным коллективам) на "интеллектуальную ренту"...
ИМХО
цитата:
Проректор ВГУ заверил, что деньги не являются главной мотивацией молодых ученых к активной научной деятельности, на первом месте стоит интересная, амбициозная работа, а на втором – наличие современного оборудования, включая автоматизированные рабочие места.

С Этим с ПОЛНОСТЬЮ лично Согласен!!!
Мнение у Проректора ВГУ правильное и разумное.
Насчет ПОЛНОСТЬЮ согласен, Петр Сергеевич, это максимум в аспирантуре такой энтузиазм. Деньги имеют значение.
Трусов Л. А., 02 июня 2007 16:18 
да, их наличие - необходимое, но далеко не достаточное условие. ибо, имхо, есть множество более простых способов заработать.
Понятно, что есть другие способы. Но всегда хочется идеальной ситуации - делать то что тебе нравится и получать за это приличные деньги. Иначе встаешь перед нелегким выбором.
По-моему, аспирантам кафедры неорганики грех жаловаться на денежную сторону? В целом они не так мало получают, или я не права?
Со стабильностью, правда, некоторые проблемы, но всё же.
А разница в зарплате учёного и работника промышленности/торговли во всем мире велика и не в пользу первых.
Какое горячее обсуждение! Ура!
Anonymous, 03 июня 2007 12:37 
Чтобы тут не писалось про интересныне, амбициозные работы... деньги всегда имели и будут иметь значение. Иначе, как объяснить, что часть аспирантов и студентов пишут новостные заметки на данном портале за деньги! Вместо того, чтобы заниматься своими интересными дипломами и диссертациями.
О названии публикации.
Круглый стол был на тему "Система мотивация молодых ученых к активной научной деятельности", это совсем не о привлечении молодёжи в науку,а о том как заставить эту молодёжь работать. Т.е. существует мнение, что она работает не достаточно интенсивно, не в полную силу. Допустим, что так оно и есть. Почему же молодые учёные работают не по максимуму? Мне известны случаи бюджета проекта, когда суммарный бюджет зарплат всей команды исследователей в разы меньше зарплаты руководителя. Т.е. в этой ситуации молодой учёный (он конечно не руководитель), находится в ещё более удручающем положении, чем крепостной крестьянин. Какая тут может быть эффективность?
Как могла получиться такая ситуация? Мне кажется она возникла из-за того, что помещения, оборудование, материалы, т.е. все "средства производства" находятся практически в собственности руководителей лабораторий, кафедр, отделов, институтов. В большинстве случаев эти "средства производства" научных знаний закупались, строились за счёт государственных средств. Естественно, что государство рассчитывало на то, что они будут эффективно использоваться для научной работы. Однако, как мне кажется, со стороны государства отсутствует контроль за эффективностью использования этих "средств производства" (Конечно они используются для научной работы, пишутся статьи, защищаются диссертации. Только можно ли назвать нормальной ситуацию, когда оборудование используются на 50, 30, 10%?). Это приводит к тому, что за счёт гос.средств "руководители" увеличивают "свои" активы, а затем используют их по собственному усмотрению. На мой взгляд, аналогия с крепостным правом на Руси налицо (конечно нет наследования, так при зарождении крепостного права его тоже не было). Таким образом, условия работы имеют явный крен в пользу посредника ("руководитель") работодателя (государство).
Теперь о первом абзаце=)!
По-моему мнению, в некоторый момент наука (научные исследования) стала меньше нужна государству, чем раньше. Соответственно, учёных стало больше, чем нужно. И поддержка науки была сильно урезана. С этого момента пошла "релаксация" процессов связанных с наукой: уменьшения притока молодёжи в науку => увеличение среднего возраста => сокращение кол-ва учёных, увеличился отток учёных зарубеж => уменьшение кол-ва учёных. Никакими данными в этом вопросе не обладаю, но очень интересно было бы узнать, например, распределение российских учёных по возрасту. Думаю, что проблема "старения" отечественной науки решится сама собой в течение 5-10 лет (при текущей средней продолжительности жизни в России), и с такой же скоростью начнётся её "омоложение".
Если сегодня "всё плохо", то завтра точно будет не хуже!:)
О предложении МОН.
Итак, судя по нынешней обстановке, складывается впечатление, что государству опять понадобилась наука, а, следовательно, и учёные. Единственный источник новых учёных это молодёжь (конечно она должна была получить ОТЛИЧНОЕ среднее и высшее образование, иначе придётся переманивать зарубежных учёных). Как же их привлечь, заманить:)? "министерство намерено повысить уровень заработной платы ученых, создать условия для построения карьеры в науке и обновить оборудование для проведения исследований"-хорошо, но мало:) На мой взгляд, российской науке необходимо либо наличие крупных компаний, получающих прибыль за счёт проведения и "внедрения" научных разработок, либо эффективное использование "помещичьих хозяств":). Иначе будет просто увеличение финансирования без увеличения эффективности.
О предложении РАН.
По-моему господин Георгиев решил укрепить "крепостное право" и увеличить "свои" активы. Его лозунг: "В руки VIP "руководителей" 15 млрд.!"@@ Кто в реальности будет распоряжаться квартирой? - "руководитель". Кто будет эксплуатировать аспиранта на 2 года больше? - "руководитель".
О предложении ВУЗов.
Соглашусь со всем кроме того, что деньги на последнем месте. Позиции постодоков создадут мобильность учёных, конкуренцию в их среде, а так же конкуренцию среди "руководителей"! Долой крепостное право!
О предложении бизнеса.
Конечно условия труда должны соответствовать работе. Сдельная оплата очень стимулирует. То, что жилье стоит в 4 раза дороже себестоимости это не проблема науки, и решать её надо не выделением гос.денег бедным учёным. Налоговая политика важна, но причём тут зарплаты? Сколько не рекламируй «крутого и модного» учёного получающего 500$ и живущего в общежитие, всё равно будет "не круто быть учёным".
Теперь комментарии.
Соглашусь с Трусов Л. А. (02 июня 2007 15:12)
Весьма спорно, Соколов Петр Сергеевич (02 июня 2007 15:38). В принципе догонять легче (дешевле), чем быть первым. С другой стороны первый заработает больше, чем догоняющий. Поэтому непонятно у кого прибыль больше окажется. Хотя я склоняюсь к Вашему мнению.
Не соглашусь с по поводу денег. (Соколов Петр Сергеевич, 02 июня 2007 15:48) Вот моё мнение: "деньги не нужны, когда они есть". При достижении такой ситуации можно цитировать проректора ВГУ.
Парфенова Анна Валерьевна, 02 июня 2007 18:05. Грех, не грех - это вопрос веры. Мало, не мало - у всех свои представления. Просто скажите сколько! А про весь мир Вы на каком основании заявляете?
Anonymous, (03 июня 2007 12:37) я пишу новости за деньги. Это для Вас странно? Тогда предлагаю Вам работать здесь бесплатно! Не согласен с: "Вместо того, чтобы заниматься своими интересными дипломами и диссертациями."
Anonymous, 03 июня 2007 17:21 
Кушнир Сергей Евгеньевич, 03 июня 2007 15:13. Как раз для меня это не странно, потому что нам всем нужен дополнительный заработок.
Нам всем - это студентам? Или учёным? Или всем людям?
Вас бы братцы да на это собрание, а то собрались деды, обсуждать проблемы молодежи, так пригласили бы своих аспирантов хотябы. Хоть бы мнение спросили, а то как всегда, "давайте за них все решим, все ранво они сами не могут".
Прочитал, статью и с некоторыми комментариями просто не возможно не согласиться. Особенно, понравились соображения Л.А и С.Е. Да и решение проблемы от И.В. на самом деле тоже заслуживает внимания, а то наши достопочтенные ученые обычно решают за аспирантов, что им делать и как бы им поэффективней работать за меньшую з/п. Невольно вспоминается фраза про то, что "экономика должна быть экономной" и достижение максимума результатов при минимуме затрат. Вместо, того, чтобы эффективно вкладывать деньги и получать большую отдачу с вложенной денежной единицы, а не заниматься распределением сверху.

А вот с мнением П. С., 02 июня 2007 15:38 по поводу нанотехнологий позволю себе не согласится, уж очень это напоминает советскую пропаганду. Вот микроэлектроника нам не нужна, а вот нанотехнологии нас спасут, и денег туда много вкладывать не надо. Некоторые ученные вообще удачно подхватили этот слоган и успешно занимаются тем же, чем и их руководители - например получают коллойдные растворы или нанометровые частицы оксида циркония и мн. др. Которые в принципе, пока особо не внедрялись, потому, что применения прикладного практически не имеют или имеют, но выгода от такого применения не такова, как ее рисуют от использования нанотехнологий. На мой взгляд, нанотехнологии пока находят успешное применение в производстве современных компьютеров. А про то, что догонять легче - это действительно так, но не в том случае когда разрыв в технологии больше 20-ти лет и нет соответствующей инфраструктуры.

Трусов Л. А., 05 июня 2007 21:47 
я тут поспрашивал, немецкий ашпирант получает килоевру с хвостиком. не считая грантов и проектов. работает 7 часов. общага стоит 200 евров, квартира от 300. еда не больше 10 евров в день. имеет 100% шансы на постдоченье или работу на производстве. внимание, вопрос: как привлечь молодежь в науку?
Л. А. Вы совершенно во Франции похожая ситуация , к сожалению совместную аспирантуру организовать не удалось. =)))
По поводу совместной аспирантуры с Французскими Университетами, гос. стипендия там менее 1 килоевра
Пытаясь рассуждать с "Вашей" европейской точки зрения на "Нашу" российскую проблему, каждый сбросил со своей колокольни по паре "эксклюзивных" мыслей и этим удовлетворился.

Раскройте глаза: всё так как и должно быть. Денег нет-наука стоит(где противоречия).

И причем здесь молодежь?

...

...

...

Интересно, сколько квартир в москве я смогу купить на свою аспирантскую стипендию(+ ещё гранты и зарплаты, которые Анна Парфёнова зрит :)))...и сверху ещё надбавки за мои красные дипломы магистра и бакалвра МГУ, за моё трудом полученное образование...)



НАУКА(российская)!!!!!, Предлагаю ТЕБЕ вкладывать силы в элексир молодости и беречь те кадры, которые есть сейчас - иного выхода у ТЕБЯ нет :(

Shvarev Alexey Y, 07 июня 2007 01:46 
Справедливо, в душу сказано. Чем на начальника вредного работать приезжайте лучше к нам. Будет вам килоеврик в месяц на пропитание a в перспективе: сотня килобаксов в год + двухэтажный домик. Мой хороший друг вот защитился и пошел работать в Cabot. Они ему 80 килобаксов во год дали сразу на испытательный срок. Поверьте человеку который искренне пытался делать науку в России (молодой был, глупый). Ну не стоит российская наука молодой красивой жизни. (по вопросам поступления к нам в аспирантуру: alexey.shvarev@oregonstate.edu)
Решайте задачи наноолимпиады - поправите финансовое положение :-)
По поводу старения кадров. Думаю уже поздно. Подготовить человека для занятия наукой одного его желания мало. Это серьезный труд. Что бы качественно готовить молодых ученых нужна разница в возрасте не более 20-30 лет молодой ученый - наставник. А лучше 15 лет.
Ну выделят деньги, даже если будет чудо и они быдут выплачены ученым и преподавателям (зарплата ассистента в большинстве ВВУЗов max 3000 тыс. руб. в месяц со всеми надбавками) кто будет готовить ученых?? Сами себя?? Кто-то сможет... Непрерывность поколений прервана. Тут одними деньгами не решить. Плюс платное образование. Кто додумался специалистов естественно-научных специальностей учить за их деньги. Люди не пойдут.
По поводу квартир (меня эта проблема касается). Ну, будут давать служебные квартиры... зарплата килоу.е. в месяц. И что... На свою квартиру в Москве (а большинство ВУЗов и НИИ находится именно здесь и проблемы с жильем имеют не только иногородние) накопить не получится. Простой расчет показывает, что надо минимум 2500 в месяц. За 1000 в месяц человек должен будет работать только в одной организации. Компенсировать разницу в 1500 не выйдет. Со служебным ростом (а растут далеко не все) кто-то и заработает. Остальных в случае чего оставят без жилья - выход на пенсию, смена места работы (перешел из института в институт), просто захотелось сменить сферу деятельности. Это крепостное рабство. Реформы 1861 значит не было. Большинство предпочтет СВОЮ квартиру там, чем служебную здесь.
Трусов Л. А., 07 июня 2007 16:36 
не знаю, о чем Вы. проблема с квартирой (в москве) стоит не только перед научными работниками. поэтому сей факт в виновников бед росийской науки записывать я б не стал. в так называемые советские времена всё решалось просто и правильно - на пустом месте посреди леса строились научные центры со всей инфраструктурой (Обнинск, Протвино и т.п.). туда съезжались молодые специалисты со всей страны и обеспечивались абсолютно всем. понятно, что сегодня такого ждать не стоит, ибо даже то, что было, восстановлению не подлежит.
Трусов Л. А., 08 июня 2007 22:42 
а чо там квалификация? сиди да книжки читай. благо, щас не средние века. было б ради чего время тратить. ну, хоть ради интереса. к тому же, как показывает практика, обучение и просто так полезно, без научного приложения.
Ирина, напрасно тебя ужаснула статья - она очень мягкая. На самом деле, все будет ГОРАЗДО хуже. И зачем наш замечательный Фурсенко эти гадости делает - ну кто же его знает!
Мне кажется что простым вливанием денег в зарплаты людей, продвигающих науку, тут дело не решишь. У нас в России это сделают как всегда, уродливо и не тем деньги дадут. Будут ходить "буржуи" с набитыми карманами и приговаривать:прикинь а я тут по бумажкам ученым заделался. Бабла немного, но хватает, зато ни хрена не делаю.
Надо подходить к проблеме комплексно.Не только увеличивать размеры зарплат хотя это тоже очень важно. Надо растормошить товарища Кудрина и выпросить денег на принципиально новые наукограды. Как в свое время отстроили Новосибирский академ городок. Чем тогда привлекали молодежь? Во-первых доступным жильем и во-вторых,как сказал Александр Хлунов, " условиями для построения карьеры в науке".При таких концептуально новых научных центрах сооружать опытные производства.Чтоб дело не заканчивалось получением патента на изобритение которое в последствии превратится в околачивание бюрократических углов в надежде протолкнуть на конвеир свое детище.Таким образом все тудаже (в наукограды) мы сможем привлечь венчурные фонды так активно рекламируемые и продвигаемые рос. правительством.И следовательно придется развивать инфраструктуру,дороги,Ж/Д и т.п..Тоесть, я предлагаю вырастить ТРЕХГЛАВОГО змея, как модно сейчас говорить приоритетной )) головой которого является НАУКА потом государство (с его не всегда понятными законами и программами) и наконец наш бизььнес)) (о его особенностях говорить не буду) готовый вкладывать деньги в довольно не перспективные проекты.
P.S.:Хотя сам не представляю что такое КАРЬЕРА в науке.Ученый или работает и добивается поставленной цели или работает недостаточно, что приводит к соответствющим рзультатам. Однако, в россии сложилась особая форма иследованний, когда молодой ученый полон сил и амбиций, а попросту негде ему себя ориализовать или нет дорогостоящего оборудования для проведения эксп.. Этот вид "иследовиний" является одним из главных факторов утечки мозгов.И на счет среднего возраста академика наук, по-моему, тут или просто большенство наших ученых только к столь почтенному возрасту в состоянии получить столь значительное звание( в это я лично не верю).Либо сама система определения академик-неакадемик борохлит.
Трусов Л. А., 18 июля 2007 19:45 
http://www.gazeta.ru/realty/2007/07/13_e_ 1911374.shtml
очень показательно, особенно последние три абзаца.
Iorsh Ivan Vladimirovich, 27 июля 2007 17:11 
Этим летом получил диплом бакалавра в Петербургском Политехе, на ФТФ на кафедре нанотехнологий и гетероструктур. Из нашей группы (больше половины с красным дипломом) наукой заниматься после института планируют 0. На факультете наукой заниматься собираются середнячки (в академическом плане). И дело тут не в деньгах. Есть такое английское слово - challenge. Так вот челленджа этого как раз и нет.Вот все и разбредаются - кто в программисты -кто ещё куда-нибудь.И повышением зарплат тут особенно ничего не решишь (сугубо ИМХО).
Фомин Петр Герасимович, 20 января 2009 11:57 
ох, насмешили :)
Надо не у дедушек советской закалки спрашивать что делать, а у молодых людей которые уехали за границу. Вот и будет вам конкретный план действий. Россия отсталая страна в науке - это факт 100%.
Алиев Азим Энверович, 14 апреля 2014 11:28 
Как раз таки у старых советских дедушек и нужно спрашивать, что делать. А за границей материальная база лучше, поэтому и едут за границу.
Трусов Л. А., 20 января 2009 15:01 
аминь

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Микроэмо
Микроэмо

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.