Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Серии MIL-структур с закрытыми и открытыми порами: "сухие" и сольватированные модификации, соответственно

Нанопористые материалы: дышите глубже!

Ключевые слова:  периодика, пористые материалы

Опубликовал(а):  Амеличев Вадим Анатольевич

03 мая 2007

Ученые из Института Лавуазье Версальского университета (Institute Lavoisier at University of Versailles) создали металорганические трехмерные структуры, имеющие в своем объеме поры и каналы (MIL-структуры, сокращение от Material Institute Lavoisier). Эти соединения содержат ион металла (в данном случае, хром или железо) и связующие мостики органических молекул, так что получаемый материал отличается большой гибкостью и может легко менять свою форму в зависимости от внешних факторов, таких как давление, температура, освещение, а также под воздействием газов и растворителей.

Французские исследователи, в сотрудничестве с группой ученых швейцарско-норвежской экспериментальной станции Европейского синхротронного центра в Гренобле, впервые обнаружили «гигантское» обратимое увеличение объема в этих материалах. Его величина варьируется от 85% до беспрецедентных 230% от первоначального значения. Столь существенное расширение кристаллических веществ никогда ранее не наблюдалось. Этот обратимый процесс в чем-то аналогичен работе легких – увеличение объема на вдохе, и возврат к первоначальному состоянию при выдохе. Разница заключается в том, что объем легких может измениться лишь на величину порядка 40%.

Экспериментально эффект огромного разбухания достигался очень просто: исследуемые материалы погружались в растворитель, молекулы которого заполняли имеющиеся в структуре пустоты. При этом сами структуры как бы росли, без разрыва связей и с сохранением кристалличности материала. Данный процесс отслеживался с использованием синхротронного излучения в сочетании с компьютерным моделированием.

Для реализации обратного процесса достаточно нагреть сольватированную форму. Получаемая в результате «высушенная» модификация не имеет открытых пор.

Следующим шагом в этой работе будет изучение возможности хранения водорода, либо удержания парниковых газов такими материалами.


References

  1. C. Serre, C. Mellot-Draznieks, S. Surblé, N. Audebrand, Y. Filinchuk, G. Férey, Science 315, 1828-1831 (2007).
  2. P. L. Llewellyn, S. Bourrelly, C. Serre, Y. Filinchuk, and G. Férey, Angewandte Chemie International Edition 45, 7751–7754 (2006).


Источник: ESRF press release



Комментарии
фантастика
Трусов Л. А., 04 мая 2007 00:27 
футуристика :р

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Наносоты
Наносоты

Приглашаем всех на неделю науки МГУ!
С 27 по 30 ноября 2017 года на базе Химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в рамках XII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям пройдет Неделя науки. Приглашаются школьники и их родители, студенты, аспиранты, молодые ученые, учителя и преподаватели. Для слушателей без пропуска МГУ необходима предварительная регистрация.

Биология и математика - олимпиадные задания для школьников опубликованы
Начинается заочный тур для школьников по комплексу предметов "физика, химия, математика, биология" XII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям "Нанотехнологии - прорыв в будущее!" Доступны задачи по математике и биологии.

Работы победителей и призеров конкурса "Гениальные мысли"
Предлагаем ознакомиться с авторефератами работ победителей и призеров конкурса проектных работ школьников "Гениальные мысли", проходившего в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям в 2016-2017 году.

Вспомнить все (total recall). Часть 3. Методы исследований в нанотехнологиях (практика)
Коллектив авторов
В третьей части рассматриваются экспериментально - практические материалы, связанные с методами анализа продуктов нанотехнологий, в том числе стандартные аналитические, физико – химические и структурные методы анализа. Участники могут изучать отдельно данный курс или комбинировать его с двумя предыдущими.

Вспомнить все (total recall). Часть 2. Решение задач и проектная работа (образование и самоподготовка)
Коллектив авторов
Во второй части рассматриваются обзорные материалы материалы по нанотехнологическому образованию и проектной деятельности (Раздел А), текстовый и иллюстративный материал по образовательным и социальным аспектам с сфере нанотехнологий (Раздел Б), а также самый важный раздел для подготовки к Олимпиадам данной серии, содержащий сборники заданий и решений за 10 олимпиадных лет (Раздел В).

Вспомнить все (total recall). Часть 1. Наноматериалы и нанотехнологии (теоретические аспекты)
Коллектив авторов
В первой части рассматриваются теоретические материалы, сгруппированные по важнейшим темам (Раздел А), уровню сложности (Раздел Б), для свободного чтения по основным группам рубрикатора РОСНАНО (Раздел В), а также для прохождения викторин самоконтроля (Раздел Г).

Система практик ФНМ МГУ
А.Б.Тарасов, А.В.Кнотько, Е.А.Гудилин

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.