ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В НАНОТЕХНОЛОГИЮ»
Лобова Лада Павловна, учитель физики, соискатель кафедры САУ Международного Университета природы, общества и человека «Дубна», МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.И.Кузнецова, Россия, 141800, Московская область, г. Дмитров, ул. Школьная, 11
Михаил Федорович Гребенкин, доктор технических наук, профессор кафедры информатики и прикладной математики, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», филиал «Дмитров», Россия, 141800, Московская область, г. Дмитров, ул. Махалина, 15
Современная образовательная система в России в своей основе использует метод информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся. Однако такая система образования формирует хороших знатоков-исполнителей, среди которых нечасто появляются творческие личности, мыслящие нетривиально.
Современный мир очень сложен, стремителен и динамичен. Требования этого мира к выпускнику школы высоки: от него требуется обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
Одним из методов решения этой задачи является участие школьников в исследовательской деятельности. В педагогике известен "исследовательский метод обучения". Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Также в ходе исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
-
раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к исследовательской деятельности, создание оптимальных условий для реализации их творческого потенциала;
-
профессиональная ориентация учащихся;
-
подготовка школьников к самостоятельной исследовательской работе;
-
создание условий для вовлечения в исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями;
-
проведение исследований, имеющих практическое значение, разработка и реализация исследовательских проектов;
-
пропаганда достижений науки, техники, культуры.
В Дмитровской школе №1исследовательская работа проводится в рамках дополнительного, факультативного курса «Введение в нанотехнологию».