Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Студенческая научная лаборатория: «СНЛО – больше, чем лаборатория»

Ключевые слова:  ИТМО, мастерская трехмерных оптических иллюзий, Мастерские инноваций, оптотехника, периодика, Проект "5-100", светодиодный меч, СНЛО, ФИОП РОСНАНО

Автор(ы): Саитгалина Азалия Камиловна

Опубликовал(а):  Гольдт Илья

17 мая 2015

Мы с удовольствием публикуем лучшие работы конкурса «Моя лаборатория», который провели в рамках Олимпиады Программа «Мастерские инноваций» ФИОП РОСНАНО и МГУ имени М.В.Ломоносова.

В 2013-2014 годах в Университете ИТМО в рамках Проекта «5-100» было образовано много международных лабораторий. Мы, студенты кафедры Прикладной и компьютерной оптики, решили не отставать от преподавателей и организовали свою собственную Студенческую научную лабораторию оптотехники (СНЛО).

Для создания студенческой лаборатории мы проделали долгий и сложный путь. Все мы хотели не работать по шаблону, который навязывают современные тенденции развития образования, а создавать свою линию обучения. Мы обсуждали проект о новой форме вовлечения студентов в научную и учебную деятельность со старшим куратором Толстоба Надеждой Дмитриевной и заведующим кафедройПрикладной и компьютерной оптики –Бахолдиным Алексеем Валентиновичем, которые поддержали наш порыв, нашли место для лаборатории. Так, путем совместного обсуждения, зародилась идея создания комфортного пространства для студенческой научной и учебной активности. Под руководством Надежды Дмитриевны мы начали работать. Сейчас она наш старший наставник, научный руководитель, который всегда нас поддерживает и направляет.


Руководитель лаборатории Азалия Саитгалина. «Вперед в лабораторию СНЛО». Здание Университета ИТМО

Для нас, студентов, трудившихся над созданием студенческой научной лаборатории, «СНЛО» - больше, чем просто лаборатория.

Абитуриенты, будущие студенты, приезжающие в большой город, часто не могут найти стартовую точку для начала профессионального развития. Часто, у выпускников школ, нет информации о том, какие возможности представляют ВУЗы, возможности развития при выборе той или иной профессии.

Мы же, в свою очередь,обращаем внимание студентов к науке, к специальности, к познанию всего нового, к изучению основ. Мы хотим строить свой научный и учебный мир с каждым новым поколением студентов. Участием в конференциях, олимпиадах, печатью публикаций, статей - лаборатория дает возможность пробовать, познавать, находить друзей и единомышленников, развивать свой профессиональный потенциал. Все это возможно делать, не отрываясь от учебного процесса.

Направление деятельности СНЛО – профориентация студентов в области оптотехники. Ценностями нашей лаборатории является открытие и изучение своей оптики. Что это значит? Это значит, мы стремимся рассказать об оптике и поделиться опытом и знаниями в доступной и увлекательной форме для студентов младших курсов и абитуриентов. СНЛО - это место, где для студентов открыты возможности работы в интересной и занимательной научной среде, подкрепляя теоретические знания практическими. Каждый студент может прийти к нам и проверить свои догадки, продвигать свои смелые идеи и претворять их в жизнь. Все это ребята могут осуществить своими руками, и мы предоставляем эту возможность. И девиз нашей лаборатории: «СНЛО- это больше, чем лаборатория».

Руководитель лаборатории Саитгалина Азалия и наставник лаборатории Толстоба Надежда Дмитриевна. Линза Френеля.

В лаборатории ведется научная, учебная и проектная деятельность. С недавнего времени у нас существуют мастерские, которые ведут наши студенты - мастера. Мастерская трехмерных иллюзий, коворкинг - зона лаборатории, мастерская оптических проектов и мастерская по разработки оптического прицела.

Мастерская трехмерных оптических иллюзий начала свою работу, вдохновившись идеей оформления коворкинг пространства нашей лаборатории. Мы ведем работу над тем, чтобы наше оптическое пространство не ограничивалось только лабораторией. Мы хотим вовлекать в оптику еще на подходах к лаборатории. Объявлен конкурс на лучшую трехмерную модель искаженного пространства. Студенты приходят, приносят эскизы, идеи, и мы обсуждаем и тестируем их модели с помощью проектора. Таким образом, ребята изучают новые графические пакеты программ. Запланировано продвижение проекта передвижных иллюзий, которые мы сможем демонстрировать на различных площадках.

Трехмерные иллюзии

Открыта студенческая коворкинг – зона. Наш любимый университет укрепляет международные связи, студенты и преподаватели кафедры постоянно ездят за границу на стажировки и конференции и участвуют в программах обучения за рубежом. Мы тоже хотим идти в ногу со временем. Например, привлекаем к работе в лаборатории наших гостей из других стран и ведем занятия по английскому языку EnglishClub. Также наши мастера ведут занятия и совершенствуют свои навыки по техническому рисунку и по работе в SolidWorks для реализации купных проектов.

Мастер–класс по техническому рисунку. Руководитель Толстоба Надежда

Ставим перед собой научно-просветительские задачи. Идет разработка демонстрационного стенда - это наглядное пособие для студентов и абитуриентов. На младших курсах нам самим не хватало практического подтверждения знаний, изложенных в теории, и мы постараемся восполнять этот пробел. На занятиях преподаватель часто показывает эскизы призм и схемы хода лучей, а у нас любой участник может составить схему собственноручно и увидеть результат вживую.

К нам приходили в гостистуденты из Польши, участвующие в программе двойного диплома, с которыми мы обсуждали наш демонстрационный стенд.

Руководитель лаборатории Саитгалина Азалия и наставник лаборатории Толстоба Надежда демонстрируют оптические явления

Также мы еженедельно проводим мастер-классы и лекции с привлечением преподавателей или выпускников нашего университета. Они помогают нам, предлагая новые задачи для решения в лаборатории. Мы придумываем собственные варианты лабораторных работ к известным курсам на основе нашей элементной базы и знаний. Дарья Бутова, победитель регионального тура Всероссийской олимпиады по Оптотехнике, работает в этом направлении.

Демонстрация дисперсии

Работа мастерской оптических проектов, ставит перед собой цели обучения студентов доводить проекты до конца на примере демонстрации разницы между теорией и практикой. Приближение к технологиям, и получение работающего результата. Ведется разработка бластера и автоматического сканера.

Некоторые студенты нашей кафедры, собирая материал для практической части диплома, проводят здесь свои эксперименты. В лаборатории они всегда найдут единомышленников. Если говорить о краткосрочных творческих задачах, то, например, в ноябре к нам пришел Андрей Веременко, участник конкурса "Мистер ИТМО 2015" от факультета оптико-информационных систем и технологий. Для своего номера он сконструировал лазерный меч из светодиодной ленты с программным управлением освещения и звукового сопровождения. Мы вместе пытались решить, как сделать так, чтобы свет был более рассеянным.


Светодиодный меч. Студент факультета оптико-информационных систем и технологий Веременко Андрей

Мастерская разработки оптического прицела ведет работу по расчету, конструированию прицела, который еще не имеет аналогов.

По мере развития нашей лаборатории мы стараемся принимать активное участие в различных проектах. Мы стали участниками международного конкурса социальных студенческих проектов "Ты нужен людям!" и уже вышли в следующий этап конкурса. Недавно подготовили доклад об образовательной программе нашей лаборатории для конференции, которая состоится ближайшей весной во Франции.

На фестивале Абитуриент - 2015 перед старшеклассниками, рассказали о нашем факультете и лаборатории. Это был первый опыт нашего общения с будущими абитуриентами. А теперь мы организуем для них открытые уроки и рассказываем об удивительной оптике.

Открытый урок для школьников. Мастер - Абдула Полина

За год существования мы успели многое, но планов и идей, ожидающих реализации, еще больше. В 2015 году основатели лаборатории станут выпускниками Университета ИТМО, но мы обязательно будем поступать в магистратуру и продолжать развивать нашу студенческую лабораторию. Проекты, которые требуют плодотворной работы и финансирования. Такие как, создание оптического прицела, автоматического сканера и «съедобного фотоаппарата». Уверена, что Студенческая Научная Лаборатория Оптотехники будет взрослеть вместе с нами, и соберет под своим крылом не одно поколение увлеченных наукой студентов. Ведь для студентов это больше, чем просто лаборатория. IT’sMOrethan a laboratory.

СНЛОПиКО. IT’sMOre than a laboratory

Использованные материалы:

  1. Газета Университет ИТМО: Открылась новая лаборатория
  2. Официальная социальная страница Вконтакте
  3. Медиа Портал Университета ИТМО. Визит школьников лабораторный корпус
  4. Межвузовский социальный конкурс. «Ты нужен людям!» // Интервью
  5. Межвузовский социальный конкурс. «Ты нужен людям!» // Проекты 2015
  6. Пресс-служба Университета ИТМО. Студенческая научная лаборатория оптотехники – это больше, чем лаборатория

Об авторе


Азалия Саитгалина - студент университета ИТМО, руководитель студенческой научной лаборатории оптотехники



В статье использованы материалы: Моя лаборатория


Средний балл: 10.0 (голосов 2)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Сундук на дне морском
Сундук на дне морском

На XXI Менделеевском съезде награждены выдающиеся ученые-химики
11 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге на XXI Менделеевском съезде по общей и прикладной химии объявлены победители премии выдающимся российским ученым в области химии. Премия учреждена Российским химическим обществом им. Д.И.Менделеева совместно с компанией Elsevier с целью продвижения и популяризации науки, поощрения выдающихся ученых в области химии и наук о материалах.

Россия подала в ЮНЕСКО заявку на учреждение премии имени Менделеева для молодых ученых
Россия подала в ЮНЕСКО заявку на учреждение премии имени Менделеева для молодых ученых. Об этом премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, открывая встречу с нобелевскими лауреатами, руководителями химических обществ, представителями международных и российских научных организаций.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Синтез “перламутровых” нанокомпозитов с помощью бактерий. Оптомагнитный нейрон.Устойчивость азотных нанотрубок. Электронные характеристики допированных фуллереновых димеров.

Люди, создающие новые материалы: от поколения X до поколения Z
Е.В.Сидорова
Самые диковинные экспонаты научной выставки, организованной в Москве в честь Международного года Периодической таблицы химических элементов в феврале 2019 г., можно было рассмотреть только "вооруженным глазом»: Таблица Д.И.Менделеева размером 5.0 × 8.7 мкм и нанопортрет первооткрывателя периодического закона великолепно демонстрировали возможности динамической АСМ-литографии на сканирующем зондовом микроскопе. Миниатюрные произведения представили юные участники творческих конкурсов XII Всероссийкой олимпиады по нанотехнологиям, когда-то задуманной академиком Ю.Д.Третьяковым — основателем факультета наук о материалах (ФНМ) Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. О том, как подобное взаимодействие со школьниками и студентами помогает сохранить своеобразие факультета и почему невозможно воплощать идею междисциплинарного естественнонаучного образования, относясь к обучению как к конвейеру, редактору журнала «Природа» рассказал заместитель декана ФНМ член-корреспондент РАН Е.А.Гудилин.

Как наночастицы применяются в медицине?
А. Звягин
В чем преимущества наночастиц? Как они помогают ученым в борьбе с раком? Биоинженер Андрей Звягин о наночастицах в химиотерапии, имиджинговых системах и борьбе с раком кожи.

Медицинская керамика: какими будут имплантаты будущего?
В.С. Комлев, Д. Распутина
Почему керамические изделия применяются в хирургии? Какие технологии используются для создания имплантатов? Материаловед Владимир Комлев о том, почему керамика используется в медицине, как на ее основе создаются имплантаты и какие перспективы у биоинженерии

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.